Обзор событий культуры
09.02.2007

Впервые Международный конкурс виолончелистов имени Витольда Лютославского, который организуется в Варшаве, состоится без участия его почетного председателя – Мстиславу Ростроповича по причине его болезни. Стоит вспомнить, что специально для Мстислава Ростроповича Витольд Лютославский написал Концерт для виолончели.

Организаторы и участники конкурса очень сожалеют о факте болезни Мстислава Ростроповича и подчеркивают заслуги великого русского музыканта перед развитием польской виолончелистики и поддержки молодых талантов. Эльжбета Пендерецкая – супруга выдающегося польского композитора Кшиштофа Пендерецкого и неустанный пропагандист серьезной музыки в Польше и за рубежом на пресс-конференции, посвященной конкурсу им. Лютославского, напомнила, что свои гонорары за выступления в Кракове Мстислав Ростропович передал в пользу польских молодых виолончелистов. Кроме того, Ростропович является действительным членом Фонда продвижения молодых виолончелистов.

Польские музыканты и деятели культуры желают Мстиславу Ростроповичу здоровья и выражают надежду на его участие в следующем Международном конкурсе виолончелистов.

***

Веслав Охман – первый польский оперный певец-тенор, завоевавший международную славу после Яна Кепуры, отмечает 70-летний юбилей. В 60-е- 70-е годы Веслав Охман был солистом Театра «Вельки» в Варшаве, а также выступал на лучших оперных сценах мира – от миланского Ля Скала до нью-йоркской Метрополитен Опера и записывал пластинки с оперными партиями для самых престижных фирм грамзаписи в Германии, Сша, Великобритании, Японии и других странах.

В интервью Польскому Радио юбиляр, по сей день ведущий активный образ жизни, сказал, что он не признает своего возраста:

«Я вообще не принимаю эту цифру к сведению. Думаю, что дата рождения важна только для ЗАГСа и налогового управления. А для человека главное – как он себя чувствует. А я себя чувствую два раза на 35. Знаете, в свой день рождения я вспомнил случай на 80-летии Рольфа Либермана – композитора и замечательного музыкального администратора Гамбургской оперы. Во время очень торжественной церемонии была зачитана телеграмма от его американского приятеля, которому было 97 лет. А в ней только одна строчка: «Ну, и что это за повод?»...

***

Национальный симфонический оркестр Польского Радио в Катовице выступил во время специального концерта в рамках концертного сезона Европейской ассоциации радиовещания. Лейтмотивом концертной программы послужила музыка польских горцев.

Анджей Сулик - директор 2 Программы Польского Радио, сказал:

«Фольклорные инспирации» - это серия концертов Европейской ассоциации радиовещания, в которой Польское Радио активно участвует. Концерт 5 февраля стал прекрасной возможностью сравнить народные истоки с последующей музыкой замечательных польских композиторов: Хенрика Миколая Гурецкого, Войцеха Киляра, Кароля Шимановского, вскормленной народным творчеством. Потрясающая программа, полная свежести и морозного горного воздуха с самым ценным, что есть в польской классической музыке».

***

В Варшаве состоялась премьера одного из наиболее долгожданных польских фильмов – «Рысь», снятой популярный актером, сатириком и режиссером Станиславом Тымом. Эта картина – в определенном смысле продолжение истории героя культовой комедии 80-х годов Станислава Бареи «Мись» («Мишка»), который был острой сатирой на нравы социалистической ПНР. Сюжет «Рыси» строится на том, что ловкач родом из ПНР Рышард Охудзкий – председатель спортивного клуба «Радуга» в новой Польше собирается сделать политическую карьеру. В фильме ярко показаны реалии так называемой «четвертой» Речи Посполитой, а в роли Охудзкого очередной раз снялся сам Станислав Тым. При этом он заверил, что как режиссер он не собирался конкурировать с легендарным фильмом Бареи:

«Я действительно не приближал бы этот фильм к такому эталону, как «Мись». Я только хотел, чтобы всем в Польше хорошо известный персонаж – этакий псевдо-герой эпохи Герека проявил себя в новых условиях, хотел показать, что с такими людьми происходит дальше».

По утверждениям очевидцев, кинокритики и зрители после премьерной демонстрации фильма «Рысь» выходили с улыбками.

***

Фортепиано времен Фридерика Шопена после тщательного ремонта, произведенного за счет Института Шопена вернулся в музей в Антонине, где помещен в Салон Шопена. Инструмент более чем 150-летней давности имеет не только историческую ценность, но также необычайной красоты звучание, что дает возможность использовать его во время концертов., - подчеркивает Барбара Фибингер из Калишского центра культуры и искусства:

«Мы располагаем экземпляром, на котором мог играть в салонах сам Фридерик Шопен. Прежде всего, этот инструмент превосходен по качеству. А миссией Института Шопена было вернуть ему музейную ценность. Но независимо от этого, я думаю, многие музыканты планеты с трепетом и удовольствием прикоснутся к его клавишам».

***

В Зеленой Гуре открылась масштабная выставка киноафиш, созданных в период с 1948 по 1988 годы. Более ста работ представляют четыре десятилетия как польской школы кино, так и польской школы плаката. Таких афиш сегодня уже не увидишь на улицах. Современные афиши созданы компьютерными графиками, которые пользуются готовыми кадрами из фильмов. А до 1989 года в Польше киноафиши рисовали художники, и именно сила их воображения заставляла зрителей пойти в кино, - утверждает куратор выставки Марта Гавенда:

«Это были художники, которые предложили в свое время совершенно новые средства творческой выразительности в польском плакате. Они владели языком очень точных метафор и символов, которые не только хорошо передавали содержание фильма, но и дразнили зрительскую фантазию. Увы, сегодня такие афиши можно увидеть только в музеях, галереях и частных коллекциях».


К списку                                           © Copyright 2007 Polskie Radio SA

www.warsaw.ru