Российской нефти альтернативы нет
07.02.2007

Энергетика: гиганты не справляются

Крупные электростанции не способны решить энергетические проблемы некоторых регионов России. Между тем, развитие малой энергетики пока находится в зачаточном состоянии...

Евросоюзу без России не выжить

Европейский Союз практически исчерпал все резервы для экономического развития: рынку скоро будет некуда расти. Когда европейские элиты это осознают, ЕС начнет активно склонять Россию к интеграции...

В последнее время вопросы диверсификации путей доставки энергоресурсов и энергобезопасности в целом оживленно обсуждаются во многих восточно-европейских странах. В Польше, например, ввиду «российской энергетической угрозы», вот уже в который раз заговорили о нефтепроводе Одесса-Броды-Плоцк, а именно – о необходимости завершения строительства польского участка линии Одесса-Броды. Завершенная в 2002 году украинская часть трубопровода с 2004 года работает в реверсном режиме, перекачивая российскую нефть компании ТНК-ВР из нефтепровода «Дружба» в нефтепорт «Южный» (Одесса), откуда она доставляется уже танкерами.

На этот раз вопрос о трубопроводе «всплыл» благодаря украинскому вице-премьеру по вопросам ТЭКа Андрею Клюеву. В Брюсселе, во время обсуждения с чиновниками ЕС вопросов энергобезопасности и возможности диверсификации доставок энергоресурсов, Клюев заявил, что Украина в течение трех месяцев может начать работу над продолжением строительства нефтепровода. Все, что для этого необходимо – политическое решение польской стороны. Обращаясь, по-видимому, к официальной Варшаве, Клюев призвал меньше говорить и больше делать. Серьезных трудностей в реализации проекта вице-премьер не предвидит, так как, по его мнению, нефть для нефтепровода есть — у Азербайджана, Казахстана и России. Клюев заверил европейцев, что транспортировка каспийской нефти через территорию Украины в Европу является одним из национальных приоритетов.

Примечательно, что еще в августе прошлого года заявления Клюева были далеко не такими решительными, и он весьма скептически отзывался о проекте достройки польской части нефтепровода (газеты писали, что вице-премьер «раскритиковал «Одесса-Броды»). Его поддерживали коллеги по кабинету, заявляя, что необходимые для заполнения нефтепровода объемы каспийской нефти могут появиться не раньше, чем через два года.

Однако едва ли стоит удивляться такому непостоянству. Достаточно вспомнить, что в самом начале эксплуатации нефтепровода правительство Украины в феврале 2004 года приняло решение о его использовании в европейском направлении, но затем, уже в июле того же года, было принято решение о его реверсном использовании для прокачки российской нефти.

И вот, уже в период его реверсной эксплуатации ЕС выделяет 2 млн евро на техническую доработку проекта. Создается польско-украинское предприятие «Сарматия». Следуют непрерывные заявления украинской стороны о «европейском выборе нефтепровода» и заинтересованности в этом польских партнеров, самые резонансные из которых совместно озвучили премьер-министры Польши и Украины осенью прошлого года.

Однако концерн, на создании которого для завершения проекта настаивает украинская сторона, так и не создан. Нет никакой ясности в отношении потенциальных покупателей нефти. Есть серьезные сомнения по поводу окупаемости проекта, так как очень значительны транспортные издержки. И самое главное – нет нефти. Эксперты отмечают, что азербайджанской нефти едва хватает для заполнения нефтепровода Баку-Тблиси-Джейхан. Он также рассчитан на доставку казахстанской нефти, которой до сих пор не так много, поэтому какую нефть будут доставлять по нефтепроводу Одесса-Броды-Плоцк, остается загадкой.

Обнадеживающим знаком для сторонников европейского направления украинского нефтепровода стало предложение Казахстана о строительстве НПЗ стоимостью $8 млрд. Однако пока это только обсуждается. Не может не смущать и гигантская стоимость проекта.

Безусловно, в Польше, несмотря на постоянные ритуальные заверения в осознании важности завершения строительства нефтепровода, понимают сложившуюся ситуацию и не спешат вкладывать деньги в проект с таким сомнительным будущем. Однако и совсем от него отказаться не получается: вопрос диверсификации поставок важен как для внутреннего потребления в Польше, так и для внешнего – ЕС уделяет этому приоритетное внимание. Поэтому поляки используют ту же тактику, что и их украинские коллеги: обвиняют своих партнеров в нерасторопности и отсутствии политической воли. В общем, обе стороны уже который год ждут друг от друга «конкретных сигналов».

Секретарь Бюро национальной безопасности Польши Владислав Стасяк в своем недавнем интервью заявил, что достройка трубопровода Одесса-Броды могла бы быть одним из вариантов решения проблемы энергобезопасности и диверсификации поставок, однако над этим проектом, по его словам, все еще работают правительственные комиссии, и, несмотря на заявленную с обоих сторон волю к сотрудничеству в этом отношении, он ничего не может сказать о том, когда проект будет реализован.

Известно, однако, что если все-таки решение о достройке трубопровода будет принято, то этим может заняться польский концерн «Орлен», недавно и так изрядно потратившийся на энергобезопасность страны. Он приобрел в прошлом году 84,6% акций концерна Мажейкяй Нафта (МН) за $2,34 млрд. Стоит напомнить, что в 2002 году ЮКОС купил 26,85% акций МН за $75 млн у американской компании Williams International – у нее возникли проблемы с доставкой российской нефти. Российская сторона начала ремонтировать трубопровод, поставляющий нефть в Мажейкяй. А американцы стали ввозить дорогую британскую нефть через терминал в Бутинге. Надолго их не хватило.

Многие эксперты уверены, что решение о покупке за такие деньги предприятия, которое находится в таком положении (МН нуждается в серьезной модернизации, поскольку американцы не хотели вкладывать в это средства, а ЮКОС не успел) – это чисто политическое решение. Речь шла не о том, чтобы приобрести выгодный актив, а чтобы «перейти дорогу» ЛУКОЙЛу: поляки опасаются, что, получив выход на рынки Литвы и Польши, и имея доступ к дешевой нефти, российский концерн мог бы обанкротить польского конкурента и завладеть топливным рынком.

В то же время, покупка МН никак не ослабила зависимость Польши от российских ресурсов. Подтверждение тому – соглашение от 17 января о контракте «Орлена» с Роснефтью на поставку российской нефти на сумму $6 млрд. Это соглашение не решает проблему МН – на него так и будет поставляться арабская нефть или нефть с Северного моря через терминал в Бутинге, что делает все предприятие не очень рентабельным. Некоторые эксперты считают, что альтернативы прихода на энергетические рынки Литвы и Польши российских компаний просто нет. Покупка «Орленом» Мажейкяй Нафта только отдалит этот процесс, однако не может повернуть его вспять.

В целом, складывается впечатление, что все рассуждения о необходимости диверсификации – это разговоры в пользу бедных. Красноречивое свидетельство тому – оценка аналитиками сделки «Орлена» с Роснефтью. Она расценивается как очень удачная. Причем такого мнения придерживаются как бывший шеф «Орлена» Игорь Холупец, так и бывший глава ЮКОСА в Польше Януш Шум. Они в один голос заявляют, что нет альтернативы сравнительно дешевой российской нефти.

В ближайшей время Россия построит нефтепроводы на Восток и в Южную Европу, чем усилит свои конкурентные позиции. Поэтому в повестке дня стоит не вопрос о выборе между российской и нероссийской нефтью, а вопрос о том, кто получит российскую нефть. Чем быстрее это поймут правящие элиты стран-потребителей энергоресурсов, тем лучше это будет для их реальной энергобезопасности.


К списку                                  © Copyright 2007 http://www.rosbalt.ru

www.warsaw.ru