Имиджевые амбиции Польши
20.12.2006

Когда несколько лет назад министр обороны США Дональд Рамсфельд разделил Европу на «старую» и «новую», евросоюзовские бюрократы были повергнуты в легкий шок. «Как это так – американский чиновник пытается расколоть столь трепетно создаваемую «Объединенную Европу», - между строк читалось в их возмущенных заявлениях.

И кто бы мог подумать, что спустя какое-то время некоторые страны сами будут охотно позиционировать себя в роли этой новой Европы. Более того – выстраивать на этом пиар- кампании по завлечению в страну маститых зарубежных инвесторов.

Речь, в первую очередь, идет о Польше. Кто-то, наверняка, заметит, что в этом нет ничего удивительного: после прихода к власти братьев Качиньских, у Варшавы не заладился диалог не только с Россией, но и самыми что ни есть «старыми» членами ЕС вроде Германии и Франции. Так что, сам Бог велел воспользоваться фишкой «новой Европы» и провозгласить себя ее центром.

Этот «центр Новой Европы» должен, среди прочего, помочь полякам реализовать две важные имиджевые задачи. Одна из них – провести во Вроцлаве ЭКСПО-2012, вторая – организовать вместе с Украиной ЕВРО-2012. Если для кого-то кажется, что подобные акции ничто по сравнении с дипломатическими амбициями Варшавы, по сей день свято верующей в свои способности формировать «восточное измерение» внешней политики ЕС, глубоко заблуждается.

Корейские инвесторы называют Польшу «центром Европы», и некоторые из них уже свободно говорят на польском

В мэрии города Вроцлава автора этих строк ознакомили с одной весьма любопытной схемой, на которой в хронологическом порядке были изображены главные достижения Польши, посодействовавшие ее закреплению на международной арене. Во-первых, это возникновение в 1980 году «Солидарности», во-вторых, падение коммунизма в 1989-м, в-третьих, вступление Польши в НАТО в 1999-м, в-четвертых вступление в Евросоюз в 2004-м году и тогда же активное ее участие в Оранжевой революции в Украине. Пятый пункт приходится как раз на 2012 год – Польша должна напомнить миру о своем существовании проведением ЭКСПО и ЕВРО.

Однако, «новая Европа» - понятие довольно сложное. Тем более, если учесть, что в списке 98 стран, которые будут определять место проведения следующего ЭКСПО-2012, присутствуют и не особо осведомленные в делах евросоюзовских. Другое дело – во всей красе продемонстрировать инвестиционную привлекательность кандидата. Здесь у Вроцлава все в порядке: только за последние четыре года прямые иностранные инвестиции в город составили более 5 млрд. евро.

Особо на слуху сегодня в Польше приход в страну LG Electronic, в общей сумме инвестирующей порядка 1 млрд. (!) евро. Никому ни о чем не говорившей ранее гмине Кобержице в скором времени будет производиться более 50% телевизоров и холодильников, экспортируемых этой маркой в европейские страны. Через четыре года корейские инвесторы намерены изготавливать 11 миллионов телевизоров в год.

Рафал Дудкевич - мэр Вроцлава и известный оппозиционный политик – лично занимался составлением базы данных, по которой иностранные инвесторы подыскивают себе сотрудников

Но более важно другое: как услышал корреспондент «Главреда» от мэра Каторжице Ричарда Пахолика, на заводе будет задействовано 15 тыс. работников, тогда как население всего района составляет 13 тысяч. Уже сегодня на территории, где строится завод, можно лицезреть многочисленные группки местных жителей, которые пришли устраиваться на работу к корейскому инвестору.

И хотя окрестности Вроцлава местами напоминают, как заметил кто-то из местных журналистов, второе нашестие «монголо-татар», а в Каторжице уже появилась улица Сеульская и улица LG (кстати, в польском Лодзи есть улица Gilette – в честь одноименного производителя бритвенной продукции), польские чиновники подчеркивают: речь идет не просто о переносе компаний из западных стран в Польшу за счет более дешевой рабочей силы, но и о создании здесь серьезных исследовательских центров.

Инвестиционный бум в отдельно взятом регионе Польши Нижняя Силезия достиг таких масштабов, что профильные учебные заведения Вроцлава уже не успевают «поставлять» специалистов на расквартировавшиеся в этих местах предприятия. Только на заводе Siemens потребность в рабочей силе каждый год увеличивается на 50%. Как результат – поляки объявили программу «Сейчас Вроцлав», нацеленную на то, чтобы учиться в Польшу приезжали украинские студенты. Правда, пока что не бесплатно.

История с рекордной инвестицией, которую в польском варианте олицетворяет LG Electronic, примечательна с двух точек зрения. Во-первых, это своего рода компенсация за то, что другой серьезный корейский инвестор, автомобильная компания «Хюндай» не так давно предпочла Польше Словакию – власти последней предложили корейцам лучшие условия. Во-вторых, именно приход LG должен продемонстрировать организаторам ЭКСПО, насколько инвестиционно привлекательным является город Вроцлав. Но пикантность ситуации состоит в том, что одним из двух соперников польского города является южнокорейский Йосу (еще один кандидат – марокканский Тангер). Что-то из серии – корейцы-инвесторы помогают полякам выбить из игры корейский город-кандидат…

С другой стороны, не стоит забывать, что во многом благодаря промоции Вроцлава как кандидата на ЭКСПО, LG, как, впрочем, и некоторые другие инвесторы заинтересовались этим регионом. На языке цифр получается следующее: 2, 5 миллиона евро местные власти вложили в популяризацию города, более 1 миллиарда (!) евро уже получили в виде прямых иностранных инвестиций.

О том, что Польша и Украина - кандидаты на проведение ЕВРО-2012 напоминают многочисленные стенды в центре Вроцлава

Впрочем, перед тем, как станет ясно, в какую страну представители 70-90 стран прибудут в 2012 для участия в ЭКСПО, УЕФА определится с местом проведения ЕВРО-2012. На наш вопрос, каким образом может повлиять намерение поляков провести у себя и ЭКСПО и ЕВРО, директор департамента спорта городской администрации Вроцлава Ярослав Марошек признался, что, по мнению представителей УЕФА, два столь масштабных события в один год в одном месте не должно происходить. Это точно также, как не самым положительным образом могут сказаться на попытках Италии провести у себя ЕВРО-2012 недавно состоявшиеся там зимние Олимпийские игры.

Еще в Польше утверждают, что Украина для нее в контексте ЕВРО-2012 является «дополнительным шансом». А все потому, что представители из УЕФА якобы не раз заверяли польскую сторону, что намерены делать свой выбор с учетом того, в какой стране наименее развит футбольный рынок. Если эти заверения соответствуют действительности, то выбор должен быть сделан как раз в пользу тандема Польша-Украина.

На руку Польше и Украине, по словам наших польских собеседников, может сыграть и то, что сегодня существует предложение УЕФА увеличить количество команд-участников с 18 до 26-и. Единственный кандидат, который предлагает восемь стадионов для проведения матчей – это польско-украинский дуэт. Италия и Хорватия-Венгрия могут предоставить по шесть.

В целом, представители УЕФА точно также подчеркивают, что наличие уже готовых стадионов не является проблемой: слабое место – это наличие соответствующих дорог и гостиниц. Полякам, например, интересно, в какие сроки Украина справится с задачей достройки автотрассы А-4 по украинской территории. К тому же, учитывая то, что в следующем году ЕС готов выделить Польше техническую помощь в 4 раза больше, чем в нынешнем, особой проблемы с приведением в порядок автомагистралей и гостиниц у Польши не должно быть.

Другая проблема – режим пересечения польско-украинской границы, который будет существовать на тот момент между Украиной и ЕС. Пока что как один из вариантов польские партнеры предлагают использовать билет на матч в качестве визы. И, как бы между прочим, добавляют: главный офис по подготовке к ЕВРО-2012 в Киеве…


К списку                                       © Copyright 2006 http://glavred.info

www.warsaw.ru