ЕвроЭнергоинтеграция вместо ассоциации?
31.10.2006

Неужто Президент Украины и вправду решил интегрироваться в Евросоюз с помощью конкретных проектов? И никаких-нибудь, а энергетических.

Наверное, не один брюссельский чиновник задался на днях этим вопросом, услышав от Виктора Ющенко, что «энергетическая сфера является одним из важнейших направлений» в диалоге Брюсселя и Киева. Президент даже назвал два проекта, которые помогли бы ЕС и Украине сблизиться не на словах, а на деле: это нефтепровод «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск» и газотранспортный проект НАБУККО, к реализации которого Киев готов присоединиться. В первую очередь, в контексте возможного ответвления газопровода на украинскую территорию.

Озабоченный стабильными поставками газа ЕС, похоже, тоже не прочь оказать пару символичных жестов внимания энергетическим порывам Киева. Еще первого декабря 2005 года (во время саммита Украина-ЕС) был подписан Меморандум между Украиной и Евросоюзом о взаимопонимании относительно сотрудничества в энергетической сфере, который, собственно, и определяет, в какой способ обе стороны планируют организовать работу. Во время октябрьского визита министра топлива и энергетики Юрия Бойко в Брюссель (к которому мы вернемся несколько позже) украинцы с евросоюзовцами подготовили общий отчет по выполнению сего документа. Примечательно, что на нем со стороны ЕС стояли подписи не только профильного еврокомиссара Андриса Пибалгса, но и комиссара по вопросам внешних отношений ЕС и Европейской политики соседства Бениты Ферреро-Вальднер.

Позволим себе вкратце остановиться на некоторых пунктах сего документа, дабы понять: что обязался сделать в направлении энергетического сближения с Украиной Брюссель, и что пообещала выполнить Украина? Так, вот – украинская сторона взяла на себя обязательство «существенно повысить эффективность, прозрачность и надежность газотранспортной сети». Если расшифровать это послание, то речь, в первую очередь, идет об установлении на границах Украины станций по учету газа и нефти. Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк даже дал согласие профинансировать первый пакет инфраструктурных проектов. Нужно только было, чтобы до конца октября украинская сторона высказала готовность принять это финансирование.

Понятно, что установление «газовых счетчиков» - это не просто очередная прихоть ЕС, но и своего рода показатель: насколько готовы в Киеве вести прозрачную игру в энергетической сфере. Чтобы там не говорили, у брюссельских бюрократов до сих пор остался более чем неприятный осадок от результатов украинско-российской газовой эпопеи начала 2006 года. А раз так – нынешнее правительство имеет все шансы продемонстрировать Евросоюзу, что транспарентность – это второе «Я» нынешнего украинского правительства. Помогут ли осознать это 100 млн. евро, которые Евросоюз готов выделить энергетическому сектору Украины в ближайшие три года – пока неизвестно.

Второй важный момент, зафиксированный в документе касается реализации проекта «Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск». В частности, говорится, что Еврокомиссия и Украина будут продолжать поддерживать «этот важный проект». Виктор Ющенко, наверное, счел, что этого положения недостаточно: на состоявшемся в прошлую пятницу саммите в Хельсинки он-то и дело призывал ЕС «посодействовать привлечению ведущих европейских компаний и финансовых учреждений к этому проекту», а также поспособствовать транспортировке нефти по территории Словакии – нужно это, по его словам, для проведения эксперимента по прокачке легкой каспийской нефти из Брод до нефтеперерабатывающего завода в чешских Кралупах .

В данной ситуации напрашивается два вывода: либо Виктор Андреевич действительно не знает, кто на самом деле тормозит проект, либо же с помощью подобных обобщений он старался призвать Евросоюз повлиять на самое слабое звено в проекте. То бишь, на… Польшу.

Да-да, именно ее. Несмотря на все публичные реверансы польского руководства в адрес достройки нефтепровода до Плоцка, до сих пор украинской стороне так и не удалось подписать с польскими партнерами соответствующее Межправительственное соглашение. И нежелание поставить свою подпись под этим документом говорит о позиции польского руководства намного красноречивее, нежели все заявления о стратегическом партнерстве, прозвучавшие за последнее время с уст братьев Качиньских – президента и премьер-министра.

Ранее «Главред» избегал фамилий противников проекта – с расчетом на то, что их позиция все же будет подкорректирована, а процесс достройки нефтепровода - запущен. Однако, этого не произошло. Как рассказывают собеседники «Главреда», неоднократно принимавшие участие в переговорном процессе на сей счет, польскую оппозицию в вопросе реализации О-Б-П по праву мог бы возглавить заместитель министра экономики РП Петр Наимски. В свое время он отвечал за безопасность движения «Солидарность», и сегодня, по всей видимости, пытается применить свои навыки в качестве не только замминистра, но и специального уполномоченного правительства по вопросам энергетической безопасности. Позиция этого чиновника сводится к тому, что Одесса-Броды рано или поздно достанется россиянам, а раз так - ввязавшись в этот проект, Польша рискует еще больше стать зависимой от России. Но самое главное, что мнение господина Наимски является более чем авторитетным для президента и премьера, которые и без того очень чутко реагируют на «российский след» - как в бизнесе, так и в политике.

Не потому ли польские противники достройки нефтепровода с облегчением вздохнули, когда министерство топлива и энергетики в Украине возглавил Юрий Бойко – известный в польской столице как ярый сторонник реверса «Одесса-Броды»? В этом контексте нашим партнерам наверняка будет интересно узнать, что говорил Юрий Анатольевич на встрече со своим европейским коллегой, комиссаром ЕС по вопросам энергетики Андрисом Пибалгсом во время своего визита в Брюссель 18 октября этого года.

Как поделился с «Главредом» непосредственный участник этих переговоров, Юрий Бойко, во-первых, заверил европейцев, что со временем нефтепровод будет использоваться в аверсном режиме. Во-вторых, Бойко обратил внимание Пибалгса, что отсутствие решения Польши относительно реализации проекта будет иметь более чем отрицательный эффект, учитывая темпы продвижения российских альтернативных проектов. В-третьих, министр обратился к ЕС с просьбой задействовать в отношении польского правительства соответствующие рычаги влияния, дабы все же решить вопрос с достройкой. В-четвертых, Украина готова рассмотреть совместно с Еврокомиссией проект продолжения нефтепровода «Одесса-Броды» до немецкого порта Вильгельмсхафен. Кто-то после этого осмелится сказать, что Юрий Бойко не заботится об энергетической безопасности Украины?

Допустим, медлительность польской стороны связана с тем, что руководство РП пыталось найти средства на достройку трубопровода в еэсовских закромах. Сегодня Евросоюз выделил 7, 7 млрд. евро из своих структурных фондов для реализации инфраструктурных проектов в Польше. Что мешает польским коллегам «выкроить» из этой суммы 500 млн. евро для прокладки 384 необходимых километров?

Ну а тем, кто при каждом удобном случае заявляет, что проблема на самом-то деле упирается в выделение земель, позволим себе напомнить заявление до недавнего премьер-министра Польши Казимежа Марцинкевича: «Кто хочет, тот может. Вопрос выделения земли легко решаем, так как в Польше есть соответствующий закон».

Однако вернемся к совместному отчету Евросоюз-Украина по итогам реализации Меморандума. Точнее, к еще одному примечательному его положению: «ЕС и Украина также начали работу по технико-экономическому обоснованием относительно возможностей поставок газа с Каспийского бассейна и Средней Азии в Украину и ЕС». О чем идет речь?

В течение последних полугода на переговорах между Украиной и ЕС начала звучать новая аббревиатура – GUEU. Если расшифровать и перевести ее на русский язык получится следующее – газопровод ЕС-Грузия-Украина. Состоянием на сегодняшний день в Лондоне уже зарегистрирован инициативный консорциум из трех европейских компаний (Spectrum, PSE, ECA), которые изучают возможность реализации этого проекта фактически по маршруту Одесса-Броды. Согласно существующим наработкам, планируется, что на первом этапе будет задействовано 8 млрд. кубометров газа из источника Шах-Дениз в Азербайджане. На втором – 8 млрд. из Азербайджана и Казахстана, на третьем – еще 16 млрд. из Казахстана, а также из Туркменистана. В итоге, 100 км трубопровода пройдут по территории Грузии, 700 км – по дну Черного моря, 200 км – по территории Украины.

Важно то, что компании, которые сегодня вовлечены в проект, имели непосредственное отношение к строительству трубопровода «Голубой поток» - по дну Черного моря из России в Турцию. А это значит, что они не только овладели технологиями прокладки газопровода в глубоководной части Черного моря, но и готовы сегодня сделать по более низким расценкам.

Понятно, что подобные проекты не могут быть реализованы без мощной политической подпитки Евросоюза. В этом контексте комиссар ЕС по вопросам энергетики, латвиец по национальности Андрис Пибалгс – своего рода находка для Киева. Так во время встречи с Бойко в Брюсселе, комиссар, по нашей информации, подчеркнул, что заявление украинского министра о том, что со временем О-Б будет использоваться в аверсном направлении, имеет важное политическое значение для ЕС.

Конечно, влияние на развитие подобных проектов имеют и другие «личностные факторы». Скажем, на место якобы собравшегося покинуть свой пост Хавьера Соланы сегодня активно сватают нынешнего министра иностранных дел и бывшего премьер-министра Швеции Карла Бильдта. Этот политик примечателен тем, что ему приписывают владение акциями инвестиционного фонда «Vostok Nafta», чей капитал состоит на 90% из ценных бумаг "Газпрома". И именно на основе этого факта шведская оппозиция утверждает, что Бильдт неспособен проводить объективную политику на российском направлении, пытаясь отстоять слишком мягкую позицию по всем острым вопросам российско-евросоюзовского диалога.

Так или иначе, Украине сегодня предоставилась возможность перевести свой диалог с Евросоюзом в плоскость конкретных проектов. Тем самым доказав, что она может быть для Брюсселя прогнозируемым и надежным партнером. Осталось выяснить самую малость: насколько искренен был в Брюсселе министр Юрий Бойко.


К списку                                       © Copyright 2006 http://glavred.info

www.warsaw.ru