Победитель Фестиваля художественного кино в Гдыне
18.09.2006

16 сентября подошёл к концу XXXI Фестиваль художественного кино в Гдыне. Жюри под руководством Феликса Фалька присудило главную премию драме Кшиштофа Краузе и его жены Иоанны Кос-Краузе «Площадь Спасителя».

Кшиштоф Краузе (род. 2 апреля 1953 г. в Варшаве) – дебютировал в 1988 г. фильмом «Нью-Йорк – 4 часа утра», который участвовал в конкурсной программе Фестиваля художественного кино и был отмечен жюри в категории «режиссёрский дебют». В этом году фильм Краузе был признан главным победителем Фестиваля и удостоен премии «Золотые львы». Кроме главной премии, картина супругов Краузе была удостоена награды президента Польши «за особую чуткость в изображении общества», а также премии руководителя Польского телевидения Бронислава Вайлдштейна. Приз за лучшую женскую роль достался Йовите Будник, сыгравшую Беату в «Площади Спасителя», а за лучшую женскую роль второго плана – Еве Венцель, сыгравшую в этом фильме её тёщу. Жюри также отметило музыкальное оформление картины, присудив премию за «лучшую музыку к кинофильму» Павлу Шиманьскому.

По мнению жюри Фестиваля, «Площадь Спасителя» - один из самых интересных и сильных в художественном плане фильмов этого года. Картина вскрывает наболевшие общественные язвы, рассказывает о трагедии, разыгравшейся в обыкновенной, не относящейся к маргинальным слоям общества семье, где никто не пьёт и не устраивает скандалов, а ранят и убивают слова. Это драма, показывающая как серую польскую экономическую действительность, так и страдания в сени родного дома, западает глубоко в душу и буквально потрясает зрителя. «Площадь Спасителя» - это трагический рассказ о насилии и боли не столько физической, сколько моральной, источником которой являются ограничение свободы, унижение и предоставление человека самому себе. Это история о потребности человека любить и быть любимым, потребности в безопасной жизни и уважении к нему окружающих. Однако трагедия, изображённая Кшиштофом и Иоанной Краузе, не является пафосной декламацией, оторванной от земных реалий. Прежде всего это рассказ о жизни обычной, ничем не выдающейся польской семьи, состоящей из молодой тридцатилетней супружеской пары - Беаты (Йовита Будник) и Бартека (Аркадиуш Яницек) - и их двоих маленьких детей. В целях экономии денег супруги должны переехать на непродолжительное время к матери Бартека Терезе (Ева Венцель), человеку чёрствому и высокомерному, к тому же недолюбливающему свою невестку. Однако переселение должно было быть временным, так как для молодой семьи строится квартира в новом доме. Поначалу кажется, что несколько недель или в крайнем случае месяцев им удастся прожить под одной крышей, но все планы на прекрасное будущее рушатся, когда выясняется, что их застройщик обанкротился. С этого момента конфликт начинает нарастать. Мать Бартека не устраивает ситуация, в которой она должна решать проблемы сына и его жены, и в том числе платить по их счетам, так как Беата нигде не работает. Приехавшая из провинции, когда-то она была, возможно, многообещающей студенткой полонистики. Теперь же вся жизнь Беаты состоит в воспитании двух маленьких детей. Бартек оказывается не в состоянии противостоять психологическо-финансовому шантажу деспотичной матери и всё чаще игнорирует проблемы жены. Беата всё более отчаянно ищет выхода из сложившейся ситуации, но в конце концов под давлением тёщи и мужа теряет волю и силу к борьбе.

Как пишет Дагмара Романовска в рецензии на этот фильм, «подобная история могла бы быть типичной польской кино-трагедией, показывающей только то, что некрасиво, серо и мрачно, ведь у нас достаточно такого рода картин, но большинство из них не выходит за рамки шаблонной чёрно-белой схемы и морализаторской натянутости. Многие касаются маргинальных слоёв общества, патологий. Однако произведение супругов Краузе показывает, что жизнь – понятие намного более сложное, многослойное, а у насилия есть множество личин и оно свойственно не только «спившимся семьям низов». Этот фильм отчётливо показывает нам, что нет одной правды, что истина бывает сложной, так же, как и ответственность за другого человека».

Таким образом, картина «Площадь Спасителя» раскрывает самую сущность проблемы. Это последовательное, подлинное психологически произведение, продуманное авторами до мельчайших деталей: от реквизитов и диалогов – до визуальной картины фильма. Своим фильмом супруги Краузе показывают, что они являются не только прекрасными наблюдателями польской действительности, но и создателями такого кинематографа, который постоянно поднимает планку, расширяет наш кругозор и подвергает детальному анализу окружающий мир. Они являются одними из немногочисленных режиссёров, которые не боятся говорить о Польше здесь и сейчас, а также о людях, которым довелось в ней жить.

Кроме «Площади Спасителя» различных премий и наград были удостоены и другие фильмы, участвующие в конкурсной программе. Так, специальный приз жюри получили фильмы Михала Росы «Что видело солнышко» и Михала Квечиньского «Статисты», приз мэра Гдыни за актёрский дебют получила Марта Маликовска за роль в фильме «Прости». В категории индивидуальных наград приз за лучшую режиссёрскую работу был присуждён Мареку Котерскому за картину «Мы все - Христы», а за режиссёрский дебют – Ксаверию Жулавскому, снявшему фильм «Хаос». Приз за лучший сценарий получили Ярослав Сокол (сценарий к фильму «Статисты») и Мариуш Гаврыщ (сценарий к фильму «Искусство массажа»). В категории «лучшая мужская роль» победил Збигнев Замаховски, сыгравший в фильме «Уланы прибыли», а в категории «лучшая мужская роль второго плана» – Кшиштоф Кершновски, сыгравший в картине «Статисты». За лучшую операторскую работу наградами были удостоены Богумил Годфреев (фильм «Возврат») и Аркадиуш Томяк (фильмы «Статисты» и «Палимпсест»). Приз за лучшую сценографию получила Иоанна Дорошкевич (фильм «Jasminum»). Премию в категории «лучший монтаж» получил Ярослав Каминьски (фильм «Возврат»), а в категории «лучшие костюмер» - Анна Энглерт за костюмы к фильму «Хаос».

В конкурсе независимого кино, в котором принимал участие 21 фильм, жюри под руководством Януша Киёвского присудило почётную премию конкурса «за отвагу в изображении зла, исходящего от ксенофобии и нетерпимости» 19-летнему режиссёру Михалу Билиньскому за фильм «А сейчас Польша». Жюри также отметило операторскую работу Томаша Аугустынка в фильме «Cold Kenya» и творческую группу Дариуша Ноймана за работу над фильмом «Исследование упадка». Специальный приз получил Мариуш Пуйшо за фильм «Polisz kicz project... контратака» за «самоиронию в отношении собственных фильмов и оригинальный взгляд на альтернативные источники финансирования отечественной кинопродукции». Специальным призом был отмечен также фильм Ярека Купщча «Царство сна» за «очень личный и волнующий фильм о любви отца к сыну, а также о поиске смысла жизни».

Гран-при конкурса независимого кинематографа за «искренний, ностальгический, трогательный и непретенциозный образ периода взросления главного героя, а также за правдивое изображение реалий и атмосферы военного положения» получил Рафал Капелиньски за фильм «Эмилька плачет».


К списку                                                 © Copyright 2006 Www.ipol.ru

www.warsaw.ru