Праздник тела и души
30.08.2006

Нам снова устроили праздник! Праздник, в котором нет места фальши, лицемерию, чопорности и словоблудию! А называется он «Международный фестиваль пантомимы и physical theatre», который вот уже в шестой раз с 18 по 28 августа состоялся в Варшаве. Актеры показали нам возможности тела представителей рода человеческого, при этом заставляя нас качаться на качелях наших чувств, когда в считанные секунды хохот вдруг становится комком в горле. Всё это относится и к спектаклю «Marellе» испанского театра «Moveo», и к «Only You» польского театра «Форма», и к «Отражению» Татьяны Хабаровой, и к «Игрушкам Бертрана» удивительного театра «Черное небо белое», конечно, к «Лицедеевской» «Покатухе», и ко всем остальным, представленным в этом году. Во время фестиваля нам удалось побеседовать с одним из главных организаторов этого праздника - художественным директором Бартоломеем Остапчуком:

Бартоломей Остапчук: «Напомню, что в прошлом году мы расширили формулу нашего фестиваля, включив в него категорию "physical theatre", и в этом году продолжаем эту мысль. Для программы этого года характерно исключительное разнообразие спектаклей – от камерных, в которых участвуют один или два актера, до масштабных пластических шоу. Фестиваль нынешнего года можно также назвать «звездным», так как мы пригласили самых ярких звезд этого жанра, артистов с мировой славой».

И среди них рекордное количество русских актеров!

Бартоломей Остапчук: «Это правда. Я думаю, что русский театр, в значительной мере - будущее театра пантомимы. Много говорят о Франции, и ее традиции действительно важны, о других театрах Западной Европы, о польской традиция жанра пантомимы – ведь театр Хенрика Томашевского в этом году отмечает юбилей 50-летия, и в программе фестиваля Польша представлена очень достойно... но русский театр занимает в этой области особое место. Прошлый год показал, что Россия – это одна из самых мощных стран, если говорить о театре вообще, и это всем известно. Но что касается пантомимы, пластического театра, где не пользуются словом, то в представлениях русских театров проявляются особая глубина мысли и сильные эмоции... Таня Хабарова – это настоящая икона альтернативного театра, основательница легендарного театра «Дерево», замечательный театр «Черное небо белое», театр «Лицедеи» - уникальный в мировом масштабе театр клоунов в этом году приехал к нам по многочисленным просьбам зрителей. Это исключительная ситуация – впервые на нашем фестивале в прошлом году после спектакля «Лицедеев» мы начали получать, причем в течение всего года, огромное количество писем, звонков с просьбой пригласить их еще раз. Я очень рад такому отклику как с одной, так и с другой стороны. «Лицедеи» имели другие планы на этот срок, но когда мы к ним обратились, они сказали, что всё отложат и приедут в Польшу!»

Стоит сказать и о параллельной спектаклям программе фестиваля – а именно, о мастер-классах...

Бартоломей Остапчук: «Мастер-классы – это уже традиция нашего фестиваля. В этом году мы пригласили Грэга Голдстона, который в прошлом году с огромным успехом выступал на нашем фестивале. При этом он считается одним из лучших театральных педагогов в США. По традиции, занятия проводят также артисты, участвующие в текущем фестивале, в данном случае – актеры французского театра «Monsieur et Madame» и наша легендарная Таня Хабарова. Занятия мы организовали в Центре йоги Адама Белевича – это очень специфическое, магическое место, наполненное особой энергией, которая позволяет актерам полностью раскрыться».

А что Вы можете сказать о сегодняшних основных тенденциях в польском и мировом невербальном театре?

Бартоломей Остапчук: «Если говорить о польском театре, то думаю, что по-прежнему творческие принципы Хенрика Томашевского как основателя определяют направления развития этого искусства в нашей стране. А именно - очень проникновенная игра актера как индивидуальности на сцене, и при этом важность коллективного творчества. А что касается мировых тенденций, то их характеризует, в первую очередь, разнородность. И наш фестиваль как раз и нацелен на то, чтобы представить разные обличья искусства пантомимы».

Мы благодарим Бартоломея Остапчука за эту беседу.

Стоит еще вспомнить, что Хенрик Томашевский –скончавшийся в 2001 году выдающийся польский танцор, балетмейстер, режиссер, основатель Вроцлавского театра пантомимы, считал, что задание пантомимы – это утверждение человека, утверждение жизни. В одной из своих статей он написал: «Человек в движении представляется в чистейшей форме, как отражение космоса. Его внутренняя жизнь, дух и движение являют собой целостность. Движущийся человек к чему-то стремиться, блуждает. И именно это блуждание и есть самое прекрасное, самое восхитительное. Результат уже не так важен, важен процесс движения. Ведь то, что Икар упал, мы все знаем. Но как до этого дошло? Вот что мне интересно!»


К списку                                           © Copyright 2006 Polskie Radio SA

www.warsaw.ru