Прессе выгодно быть честной
03.05.2006

3 мая отмечается Международный день свободы прессы. О том, сколько стоит честность в журналистике, рассказал польский журналист-международник Вацлав Радзивинович. Он был собственным корреспондентом газеты «Выборча» в Москве, часто приезжал в Петербург и настоятельно просил: «Устройте мне три дня «отсидки» в Крестах, я напишу оттуда честный репортаж». Сейчас Радзивинович — собкорр «Выборчи» в Украине и Белоруссии. Только что был депортирован из Минска за то, что «хотел взять честное интервью у Лукашенко».
Общенациональной польской газете «Выборча» в мае исполняется 17 лет. Она выходит каждый день объемом в 150 страниц и тиражом 500 тыс. экземпляров в 20 регионах страны. Имеет 50 приложений. «Выборчу» выпускают 3 тыс. сотрудников, в том числе тысяча журналистов — в Москве, Киеве, Брюсселе и «горячих точках». Газета приобрела 3 современных типографии, роскошное многоэтажное здание в центре Варшавы, где есть бассейн и тренажерный зал для журналистов, бамбуковые рощи на этажах, роскошное кафе, в котором не стыдно было принять в свое время даже президента Квасьневского:

- Откуда такие деньги, Вацлав?

- Мы имеем 45% газетной рекламы Польши. Нам платят за честность. Недавно социологи спросили у поляков, кому они больше доверяют. Оказалось, больше всего — костелу, потом — полиции, потом — прессе. И назвали в числе первых изданий «Выборчу». Это дорого стоит. И мы стремимся не уронить репутацию.

- Это не так легко сделать в условиях рынка.

- Очень нелегко. Недавно, например, одна серьезная московская структура предложила нам за большие, за очень большие деньги опубликовать о ней серию материалов. Мы сказали «да». Но при одном условии: мы будем подписывать под этими материалами одну строчку: «На правах рекламы». И сделка не состоялась. Мы хотели, чтобы наши читатели не приняли идеи этой структуры за идеи «Выборчи». Нам важно, чтобы читатели знали, что мы даем открытую честную рекламу, а не тайно проплаченную. У нас принципиально нет и не может быть так называемой «джинсы». И еще: мы запретили своим журналистам заниматься сбором рекламы. Этим заняты специальные службы газеты.

- Ваши журналисты хорошо зарабатывают?

- Вполне. Если к их заработкам прибавить еще и доходы от акций газеты. У сотрудников много акций. Но ни у кого, даже у руководителей, даже у главного редактора Адама Михника нет контрольного пакета.

- «Выборча» активно занимается решением политических проблем в Польше, в мире, в соседних странах. Трудно при этом оставаться честными?

- Трудно. Сегодня, например, газета резко критикует политику Леха и Ярослава Качиньских, которые пришли к власти с популистскими лозунгами и продолжают их пропагандировать. Мы критически относимся к некоторым акциям «Газпрома» и честно пишем об этом.

- Но это вы теперь такие богатые и независимые. А как начинали? Откуда брали деньги?

- «Выборчу» основала в 1989 году, почти накануне свободных парламентских выборов, группа независимых журналистов, раньше связанных с подпольной прессой, и группа деятелей демократической оппозиции. Мы были молоды, бедны и честны. Но мы имели идеи, которые поддержал народ и, в частности, мелкий и средний бизнес. Это от них пошла реклама. И идет до сих пор. И мы их не обманем и не подведем.

Подготовила Неонилла Ямпольская, ИА «Росбалт», Санкт-Петербург — Варшава.

Справка.
В канун Международного дня свободы прессы ВВС опубликовало данные опроса о доверии СМИ в 10 странах мира. Оказалось, что в честности газет, радио и телевидения не сомневается 61 процент опрошенных. Чуть меньше людей — 52 процента — считают, что больше, чем от журналистов, правды услышишь от представителей власти. В России журналистам доверяют 58%. В Индонезии, Индии и Нигерии, он гораздо больше. Совершенно другая ситуация в США, Великобритании и Германии. Там, наоборот, население в основном прислушивается к тому, что говорит руководство.


К списку                                         © Copyright 2006 Polskie Radio SA

www.warsaw.ru