Лех Качиньский: "Мы хотим вести с Москвой прагматический диалог"
20.04.2006

В последнее время в отношениях России и Польши накопилось немало проблем: политических, экономических, а также имеющих исторические корни. О том, как видят в Варшаве настоящее и будущее двусторонних отношений, от первого лица в интервью специальному корреспонденту агентства "ИНТЕРФАКС" Ольге Головановой рассказывает Лех Качиньский - президент Польши

Господин Президент, Вы высказывались за улучшение отношений с Россией, подчеркивая отсутствие преград к этому со стороны Польши. Какие усилия должны предпринять обе стороны для изменения атмосферы отношений?

- В настоящий момент не следует говорить о действиях, которые должны предприниматься обеими сторонами, стоит говорить о шагах, которые были уже нами сделаны и делаются. В ноябр е прошлого года Москву посетил министр иностранных дел Польши Стефан Меллер, в феврале этого года в Варшаве находился спецпредставитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом Сергей Ястржембский, который привез с собой послание президента России Владимира Путина.

В конце марта в Москве прошло первое заседание польско-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Мы заинтересованы в расширении диалога на уровне органов самоуправления Республики Польша и региональных властей Российской Федерации, а также в популяризации сотрудничества с использованием новых возможностей в рамках программ ЕС.

Кроме того, Польша и Россия готовят ряд важных мероприятий в рамках экономического и культурного сотрудничества. Сегодня еще рано говорить о них более подробно. Было бы лучше отойти от нехорошей практики громких объявлений в СМИ о предстоящих событиях. Это надо делать, когда мероприятия уже полностью подготовлены.

Во всяком случае, мы хотим вести с Москвой прагматический диалог и осуществлять множество взаимовыгодных мероприятий. После визита господина Ястржембского в Варшаву мы считаем, что у наших российских партнеров такие же намерения.

Планируете ли Вы посетить Москву в этом году? А может, ожидаете президента Путина в Варшаве?

- Встреча глав государств является формой, а не содержанием международной политики. В настоящее время мы сотрудничаем с российской стороной, создавая условия для улучшения двусторонних отношений. Считаю, что одним из этапов этой работы должна стать встреча президентов обоих государств. Дата и место этого события будут, как я предполагаю, в скором времени определены. Они будут соответствовать потребностям диалога, с соблюдением интересов обеих сторон.

Учитывая обстоятельства, то есть status quo ante (прежнее положение дел в двусторонних отношениях - ИФ), а также стремление к скорой встрече, думаю, что она будет носить рабочий характер. Мы уже знаем, что ход мыслей российской стороны идет в том же направлении. Я не исключаю, что такая встреча может состояться осенью этого года.

В торгово-экономических отношениях Польши и России сохраняется значительная диспропорция в пользу Российской Федерации, в том числе из-за роста цен на энергоносители. Как, по-Вашему, можно исправить эту ситуацию?

- Мировая ценовая конъюнктура на рынке энергоносителей, несомненно, влияет на структуру польско-российского товарооборота. Уже несколько лет объем нашего импорта нефти из России остается на неизменном уровне, но стоимость этих закупок растет быстрыми темпами.

Мы не имеем никакой возможности повлиять на это. Однако радует факт быстрого роста стоимости польского экспорта в Россию. Здесь стоит сказать о количественном и качественном факторах. Во-первых, общая стоимость продаваемых Польшей товаров России выросла в 2004 году на 87%, а в 2005 году - приблизительно на 40%. Во-вторых, ассортимент польских товаров, поставляемых в Россию, с каждым месяцем становится все более широким.

Польша уже давно перестала быть экспортером только продовольственных товаров, главную роль начинают играть промышленные изделия. Иными словами, мы можем быть довольны структурой нашего экспорта, и успехи в этой области дают повод надеяться на улучшение торгового баланса в долгосрочном плане.

Поддерживают ли в Польше идею председателя Европейской комиссии Ж.Баррозу о подписании с Россией энергетического пакта для выработки общей позиции государств ЕС по вопросу поставок российских энергоносителей? Повлиял ли, с точки зрения Варшавы, газовый спор Москвы и Киева на репутацию России как поставщика энергоносителей?

- Не полякам оценивать влияние конкретной ситуации, касающейся украинско-российских отношений, на международный престиж России. Это должно стать - и я не сомневаюсь, что так оно и есть - предметом заботы самих россиян.

Для нас данная ситуация (газовый спор между РФ и Украиной - ИФ) имела конкретные последствия, потому что было отмечено снижение давления газа в трубопроводе, поставляющем это сырье в Польшу. Мы не можем оставлять таких случаев без внимания. Для Польши перспективной целью является диверсификация поставок газа. Мы считаем, что это стремление должно быть особенно правильно понято именно в России, которая, в свою очередь, стремится диверсифицировать пути транзита своего сырья.

Мы ведем в этом контексте поиск разных вариантов. Рассматриваем возможность строительства терминала для сжиженного газа, участия в международных проектах, которые предусматривают поставки газа в Европу из разных стран мира. Будем исследовать возможности использования газа из Норвегии, Центральной Азии, Северной Африки, а также будем увеличивать собственную добычу.

Есть еще время для принятия решений, к которым мы, в свою очередь, не будем подходить догматично. В условиях современного мира государства должны сохранять гибкость в вопросе собственной энергетической политики.

Сохраняется ли обеспокоенность Польши в отношении российско-германского проекта Североевропейского газопровода?

- Позиция Польши в отношении проекта газопровода четко определена. Мы видим проблему, прежде всего, в контексте комплексной энергетической политики Европейского союза. Мы высказываемся за создание безотказной и экономически рентабельной системы транспортировки нефти и природного газа из России в Европу, видим необходимость координации действий отдельных стран ЕС в этой области. Поэтому российско-германский проект вызывает у нас сомнения.

Российское стремление к диверсификации транзитных маршрутов является естественным явлением, однако проблема путей транспортировки газа из России в Европу должна рассматриваться всеми заинтересованными сторонами, тем более, что Польшу и Россию связывают двусторонние соглашения в этой области.

Итак, прошу не удивляться, что Польша почувствовала себя исключенной из процесса выработки долгосрочного плана строительства российско-европейской транзитной инфраструктуры. Кроме того, обращаем внимание на серьезные экологические угрозы, которые может представлять строительство Североевропейского газопровода.

Почему, по Вашему мнению, до сих пор сохраняется введенный осенью прошлого года Россией запрета на импорт из Польши животноводческой и растительной продукции и древесины?

- Проблема российских импортных запретов была предметом подробных переговоров между экспертами двух стран. Я не осмеливаюсь вмешиваться в сферу их компетенции.

Однако я получаю сигналы, вселяющие надежду на скорую отмену запретов. И я полагаю, что так оно и будет.

Как Польша восприняла решение Главной военной прокуратуры РФ, которая не нашла оснований для признания расстрелянных в Катыни польских офицеров, жертвами политических репрессий? В какой степени так называемый "катыньский вопрос" ложится тенью на отношения между нашими государствами?

- Я хотел бы подчеркнуть, что вопрос Катыни нам, полякам, особенно близок. Нам бы хотелось, чтобы он был как можно скорее и окончательно разрешен. Позиция Главной военной прокуратуры Российской Федерации была доведена до консула Польши в Москве. Она с возмущением была воспринята, в первую очередь, польским обществом и семьями жертв преступлений.

Трудно себе представить и спокойно принять, что жертвы Катыньского преступления не признаются жертвами политических репрессий. Мы понимаем, что для некоторых это является все еще сложным юридическим вопросом. Однако факты по этой теме однозначны и неопровержимы.

Мы будем стремиться к тому, чтобы судьба всех польских граждан, которые были лишены жизни на основании решений верховных властей Советского Союза от 5 марта 1940 года, была до конца выяснена, чтобы были выявлены их фамилии и места захоронения, а также, чтобы совершенное в отношении них преступление было правильно юридически квалифицировано. В этом деле мы имеем право рассчитывать на помощь и деловое сотрудничество российской стороны.

Намеревается ли Варшава требовать передачи ей всех архивных материалов по этому вопросу, а также дополнительных извинений со стороны Москвы за события в Катыни?

- Что касается документов расследования дела Катыни, то, действительно, мы будем последовательно требовать передачи копий всех материалов, собранных по ходу ведения дела. Нам трудно смириться с решением о секретности материалов дела, касающегося трагических событий, которые имели место 66 лет тому назад. Ведь тогда были убиты лучшие сыны польского народа - защитники Родины. Я верю, что сотрудничество в этой области станет возможным. Постулаты польской стороны, касающиеся катыньского вопроса, направляются к России как правопреемнице Советского Союза.

Мы, поляки, помним положительные жесты, сделанные по этому вопросу властями Российской Федерации. Мы хотим продолжать процесс, который уже принес положительные результаты - создание того же катыньского мемориала. Это результат сотрудничества поляков и россиян.

Мы ожидаем, что в "катыньском вопросе" будет поставлена "окончательная точка", однако мы должны до конца узнать правду, поскольку только она может стать фундаментом наших двухсторонних отношений и положительных связей между поляками и россиянами.

Намеревается ли Польша разместить на своей территории элементы противоракетной обороны США?

- Польша еще не приняла решения о присоединении к системе противоракетной обороны. Продолжаются аналитические работы и опросные переговоры с Соединенными Штатами.

Независимо от этого, я хочу подчеркнуть, что считаю эту программу интересной инициативой. Она должна способствовать избежанию ситуации, когда какое-либо слабое и безответственное государство имело бы возможность шантажировать нас и наших союзников нападением с применением оружия массового уничтожения. Мы хотим исключить такую возможность.

Как бы Вы оценили перспективы расширения ЕС и НАТО, например, за счет Украины и Грузии? Когда это могло бы произойти?

- Ключевую роль здесь играют воля и решительность заинтересованных государств. НАТО руководствуется принципом "открытых дверей" - каждое государство, соответствующее определенным требованиям, может подать заявление о членстве.

Не секрет, что Польша поддерживает стремление Украины и Грузии к присоединению к альянсу. Однако решающее значение будут иметь усилия самих заинтересованных государств, их последовательность в проведении необходимых реформ, заключающихся в принятии демократических стандартов и определенных изменений в законодательстве, а также масштабы общественной поддержки политики интеграции с альянсом. Из своего опыта знаем, что решительность может устранить сопротивления извне. Следовательно, все зависит от Украины и Грузии.

В случае со вступлением в Европейский союз главную роль играют экономические факторы. Путь к ЕС является более сложным и требует больших изменений в правовой системе, в особенности в той части, которая регулирует экономическую деятельность. Однако мы также имели возможность наблюдать на собственном опыте, что уже сам процесс адаптации приводит к положительным изменениям во многих областях, а перспектива присоединения к ЕС или НАТО является стимулом для многих действий, результатом которых является экономический рост и улучшение жизненного уровня граждан.

В заключение скажу, что трудно высказываться о сроках, нет правил, определяющих время, которое должно пройти между подачей заявления и его одобрением ЕС и НАТО. Но нам хотелось бы как можно скорее видеть Украину и Грузию в качестве наших партнеров в обеих организациях. Однако в первую очередь это зависит от воли и решительности наших украинских и грузинских друзей.

Готова ли Варшава смягчить визовой режим с Россией?

- Визовой режим для российских граждан был введен в октябре 2003 года в связи с необходимостью адаптации наших правил к соответствующим стандартам Европейского союза. У стран-членов ЕС весьма ограничена свобода действия в визовой политике, а возможность отхода от принципа совместной визовой политики (например, в отношении дипломатических и служебных паспортов) зависит от предшествующих консультаций с другими странами-членами. Поэтому здесь трудно принимать на себя какие-либо обязательства даже в самой общей форме. Поскольку может оказаться, что их выполнение по тем или иным причинам будет затруднено или невозможно.

Но я хотел бы обратить внимание на то, что действующее польско-российское соглашение более либерально, чем соглашения об облегчении визового режима, заключенные Россией с некоторыми странами так называемой Старой Европы (Италией, Францией, Германией).


К списку                                         © Copyright 2006 Www2.interfax.ru

www.warsaw.ru