ПОЛЬША-РОССИЯ: НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
20.03.2006


ПОЛЬША театральная

Фестиваль «Интерпретации» прошел в 8-й раз.

Восьмой общепольский фестиваль режиссерского искусства «Интерпретации» прошел в г. Катовице с 5 по 12 марта. Восемь спектаклей – два телевизионных и шесть театральных – участвовали в главном конкурсе фестиваля.

Каждый год фестиваль «Интерпретации» представляет самые интересные спектакли прошедшего театрального сезона. Принимать участие в конкурсе и претендовать на главный приз фестиваля – «Лавр Конрада» – могут как театральные, так и телевизионные спектакли режиссеров, дебютировавших не более 15 лет назад. Директор фестиваля – Ежи Серадзкий, который в 2003 г. сменил на этом посту Казимежа Куца.

В этом году (в отличие от предыдущих фестивалей) в жюри конкурса появились молодые режиссеры – победители прошлых лет – Петр Чепляк и Кшиштоф Варликовский. Кроме них, в состав жюри входят Изабелла Цывиньская, Рышард Бугайский, Марчин Янушкевич и Станислав Радван.

В главном конкурсе участвовали спектакли Яна Кляты («Дочь Физдейки» по Ст.И.Виткевичу), Гжегожа Вишневского («Пластелин» Василия Сигарева), Маи Клечевской («Войцек» Георга Бюхнера), Павла Миськевича («Аутодафе» Элиаса Канетти), Яцека Орловского («Смерть коммивояжера» Артура Миллера), а также телеспектакли «Пан Дваджевко» Лидии Алейко в постановке Петра Муларука и «Изъян» Марлены Броды в постановке Марчина Вроны.

Главная премия фестиваля в этом году досталась Мае Клечевской за спектакль «Войцек», поставленный в Театре им. Богуславского в г. Калиш) – она получила «Лавр Конрада» (награда памяти Конрада Свинарского), а также 4 денежных премии и премию журналистов. Одна награда досталась Марчину Вроне за спектакль «Изъян» (Театр Телевидение). Приз зрительских симпатий получил Гжегож Вишневский и его спектакль «Пластелин» по Василию Сигареву (Театр Польский в Быдгощи).


ПОЛЬША – фильмы

Проект «Польша-Россия. Новый взгляд».

9 марта в варшавском кинотеатре «Культура» состоялась премьера документальных фильмов, реализованных в рамках проекта «Россия-Польша. Новый взгляд». Молодые польские режиссеры снимали свои фильмы в России, российские – в Польше. Итог – 12 получасовых документальных фильмов о России и Польше, снятые студентами киношкол.
Польшу и Россию разделяет барьер стереотипов, пропаганды, ходя истории. В проекте «Россия-Польша. Новый взгляд» приняли участие молодые – те, у кого этого комплекса нет, те, кто считает, что Россия и Польша должны повернуться друг к другу.

Фильм Петра Стасика «7 x Москва» показывает российскую столицу с семи точек – это попытка разгадать тайны большого города. Выбор точек, где стояли камеры, не случаен – все это характерные, нервные и совсем разные места Москвы.

Фильм «Загож – конечная остановка», снятый Юлией Исхаковой, рассказывает о жизни маленького городка в южной части Польши. Зритель путешествует по нему вместе с почтальоном, заглядывая в дома обитателей городка.

«Белинского, 6» - это адрес дома в Санкт-Петербурге, где в одной из квартир вместе живут молодые художники, мелкие жулики, пожилой композитор и влюбленная в мужа девочка-подросток. Режиссер Каролина Белявска показывает сценки из жизни этой странной компании и задается вопросом, что же связывает столь разных людей.

«Мой Кесьлёвский» Ирины Волковой – это попытка взглянуть на Польшу через призму фильмов Кесьлёвского. Основой для фильма послужила беседа с дочерью режиссера Мартой Хрыняк-Кесьлёвской.

«Электричка» Мачея Цуске дает почувствовать особенный климат, увидеть особый, своеобразный мир подмосковной электрички, с которым уже знакомы те, кто «путешествовал» по маршруту «Москва-Петушки» вместе с Венедиктом Ерофеевым.

Войчеху Касперскому, режиссеру фильма «Семена», довелось пожить в одном из домиков алтайской деревни. Члены семьи, приютившей его, уже многие годы не общаются с другими жителями деревни, они изгои общества, никто не хочет им помогать, причиной этому – страшная семейная тайна.

Фильм «Молитва» Алены Полуниной показывает Лихень (маленький городок, в котором находится самый большой в Польше храм) глазами россиянки, которая, ожидая увидеть там религиозный фанатизм, нашла лишь праздность и пустоту.

Эти и другие фильмы проекта («Московская жена» Барбары Бяловонс о женах российских олигархов, «О правде» Николая Борца, показывающий жизнь российской эмигрантки в Польше, «Следы» Гали Красноборовой и Гоши Молодцова о работниках музея в Освенциме и др.) будут показаны и по польскому телевидению, а в мае их смогут увидеть и российские зрители – в московском Доме кино и на телеканале «Культура». В октябре планируется показ в Санкт-Петербурге.




ПОЛЬША – даты

Вспоминая Кшиштофа Кесьлёвского.

Десять лет назад - 13 марта 1996 года – ушел из жизни польский режиссер Кшиштоф Кесьлёвский. Его творчество стало олицетворением не только польского, но и всего европейского кинематографа конца 20-го века. Его имя известно киноманам всего мира. Важнейшие картины Кесьлёвского хорошо знакомы и российскому зрителю. Это фильмы «Кинолюбитель», «Случай», «Без конца», телевизионный сериал «Декалог», картины французского периода - «Двойная жизнь Вероники» и трилогия «Три цвета». Он является режиссером нескольких документальных фильмов, а также театральных постановок (в том числе по собственной пьесе). Кшиштоф Кесьлёвский стал лауреатом многочисленных премий и наград, преподавал режиссуру и сценарное мастерство в Польше, Германии, Швейцарии и Финляндии, а факультет радио и телевидения в Силезском университете (г. Катовице) с 2000 г. носит его имя.

В рамках Года Кшиштофа Кесьлёвского, торжественное открытие которого состоялось два дня назад в г. Катовице, предусмотрены разнообразные мероприятия, посвященные личности и творчеству великого режиссера – ретроспективы фильмов Кесьлёвского во многих городах и странах, экспозиция выставки, подготовленной Музеем кинематографии в Лодзи, многочисленные симпозиумы, конференции и другие мероприятия. В программе конгресса «Кшиштоф Кесьлёвский – in memoriam» показы фильмов великого режиссера, лекции и семинары. Состоялся и показ фильмов о Кесьлёвском, снятых польскими и зарубежными режиссерами, в рамках которого прошла презентация фильма под названием «Still alive» Марии Змаж-Кочанович (когда-то студентки Кеслёвского), которая попыталась показать на экране творческий путь Кшиштофа Кесьлёвского, очень много внимания уделив молодости режиссера, времени, далекому от того момента, когда к нему пришли мировая слава и признание. В минувшем году появился и еще один документальный фильм, посвященный памяти Кшиштофа Кесьлёвского: в рамках проекта «Россия-Польша: новый взгляд», который объединил российских и польских молодых режиссеров, был снят получасовой фильм под названием «Мой Кесьлёвский», основанный на разговорах с дочерью писателя Мартой Хрыняк (режиссер – Ирина Волкова).


Анджею Вайде 80 лет.

Известнейший польский режиссер Анджей Вайда отметил свое 80-летие.
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках. Учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Окончив в 1954 году киношколу, режиссер дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино». Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году, а также фильма «Пепел и алмаз», поставленная им по одноименному роману Ежи Анджеевского. Режиссёру эта картина принесла первые неприятности со стороны властей, которые запретили показ её, так как в ней было убийство секретаря райкома партии. В дальнейшем режиссер касался темы войны в картинах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Перстень с орлом в короне», «Страстная неделя». Кроме того, Анджей Вайда снимал лирические фильмы и сатирические комедии («Барышни из Вилько», «Березняк», «Земля обетованная», «Невинные чародеи», «Охота на мух»). Немалое место занимают в творчестве режиссера экранизации литературной классики, как польской, так и мировой – «Свадьба», «Бесы», «Пилат и другие». Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без наркоза», «Человек из железа», «Дантон».

Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы» и «Преступление и наказание» (по Ф.М.Достоевскому).

Творчество режиссера было отмечено рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почетного доктора.

В 1990 году получил премию «Феликс» за творчество. В 1998 году получил «Золотого Льва» за творческую карьеру на МКФ в Венеции.

В 1999 году Анджей Вайда поставил историческую картину «Пан Тадеуш», рассказывающую о Польше времен Наполеоновских войн. В 2000 году Анджей Вайда получил премию «Оскар» за заслуги в кинематографии. В 2006 г. на Берлинском кинофестивале был награжден за все творчество в целом. В настоящее время режиссер работает над своим новым фильмом о Катыни.

К 80-летию Анджея Вайды приурочены многочисленные ретроспективы его фильмов и другие мероприятия. В книжной серии «Вот она, Польша» вышла биография режиссера, написанная Тадеушем Любельским – профессором Ягеллонского Университета и заместителем главного редактора ежемесячного журнала «Кино».

Польский культурный центр в Москве также подготовил программу, посвященную творчеству Анджея Вайды: с 20 по 26 марта посетители центра смогут увидеть его фильмы «Слоеный пирог» (1968), «Пейзаж после битвы» (1970), «Барышни из Вилько» (1979), «Дантон» (1982), «Корчак» (1990), «Приговор Франтишеку Клосу» (2000). Подробнее ознакомиться с программой ретроспективы вы можете здесь.


70 лет со дня рождения Агнешки Осецкой.

В 2006 г. исполняется 70 лет со дня рождения Агнешки Осецкой (1936 - 1997) – писательницы, поэтессы, автора текстов к бесчисленному количеству песен, любимых поляками и россиянами.

Творчество Агнешки Осецкой чрезвычайно многогранно. Она писала репортажи и эссе для изданий «Литература», «Культура», «Польша» и др., работала для театра, эстрады, радио и телевидения, писала пьесы, создавала мюзиклы, сотрудничала с многими кабаре («Bim-Bom», STS, «Piwnica pod Baranami» и др.), писала детские песни (а также либретто к опере для детей «Пан Миримба». Именно она является автором текстов к песням из фильмов «Четыре танкиста и собака», «Гангстеры и филантропы», «Ночи и дни» и др. Но наибольшую известность и любовь принесли Агнешке Осецкой тексты к более чем 2000 песен, которые исполняли Марыля Родович, Эдита Гепперт, Слава Пшибыльская, Северин Краевский, группа «Скальды» («Skaldowie») и многие другие известные исполнители.

Творчество Агнешки Осецкой стало известно и в России благодаря переводам Булата Окуджавы, с которым польская поэтесса поддерживала дружеские и творческие связи.

К 70-летию со дня рождения Агнешки Осецкой, которой не стало в 1997 г., приурочен выпуск «Большого песенника Агнешки Осецкой» - полного собрания песен Осецкой, которое издается Фондом «Okularnicy» им. Агнешки Осецкой.

В этом году вышли два очередных тома «Большого песенника...». Четвертый и пятый тома издания содержат песни, которые были созданы Агнешкой Осецкой совместно с Северином Краевским. Вместе они написали более ста песен, из которых многие стали хитами.

Первые три тома содержат песни, написанные Осецкой вместе с Ярославом Абрамовым-Неверли, основателем легендарного Студенческого театра сатириков в Варшаве, а также песни на музыку Пшемыслава Гинтровского и Мачея Малецкого. До конца года планируется издание еще двух томов, в которых будут песни на музыку Анджея Зелинского и Зигмунта Конечного.



Юбилей группы «Червоне Гитары».

В 2005 г. польский музыкальный коллектив «Червоне Гитары» («Czerwone Gitary») отмечал свое 40-летие. Этому событию был посвящен почти четырехчасовой юбилейный концерт группы, состоявшийся в начале марта в Варшаве. Однако нельзя было не вспомнить и о другой, трагической дате – о том, что 25 лет назад в автокатастрофе погиб Кшиштоф Кленчон – композитор, гитарист и вокалист, который на протяжении пяти лет был лидером группы. Концерт был посвящен и его памяти.

Группа «Червоне Гитары» образовалась в 1965 г. в Гданьске, в ее первом составе (на снимке) играли Ежи Косселя, Бернард Дорновский, Кшиштоф Кленчон, Ежи Скшипчик и Хенрик Зомерский, которого вскоре заменил Северин Краевский. После выхода альбомов «Вот и мы» («To właśnie my»), «Czerwone Gitary 2», «Czerwone Gitary 3» группа приобрела огромную популярность и стала лауреатом престижных музыкальных премий как за отдельные песни, так и за количество проданных альбомов: на крупнейшей международной музыкальной ярмарке «MIDEM» в Канне в 1969 г. «Червоне Гитары» получили награду, которая вручается за самое большое количество проданных альбомов в родной стране группы (вместе с ними такую награду получила и группа «Битлз»). Их хиты «Не задирай нос» («Nie zadzieraj nosa»), «Ведь ты боишься мышь» («Bo ty się boisz myszy»), «Никто на свете не знает» («Nikt na świecie nie wie»), «Белый крест» («Biały krzyż»), «Анна Мария» («Anna Maria»), «Цветы в волосах» («Kwiaty we włosach»), «Такие красивые глаза» («Takie ładne oczy»), «Не отдохнем» («Nie spoczniemy») были любимы не только в Польше, но и в России.

В 80-е гг. группа распалась, но в 1991 г., в год своего 25-летия, вернулась на сцену. В 1997 г. из группы ушел Северин Краевский, но в составе группы продолжают играть Ежи Косселя, Ежи Скшипчик и Хенрик Зомерский, которые стояли у истоков коллектива (на снимке: нынешний состав группы).

За время своего существования музыканты дали более 2500 концертов (в 2005 г. состоялось 137 концертов) и выпустили около 25 альбомов.

Музыканты рассказали, что получили предложение выступить в день матча Польша-Германия во время чемпионата мира по футболу в Дортмунде и уже готовят композицию к этому событию.

К юбилейному концерту группы было приурочено и вручение мраморного диска – премии звукозаписывающей компании «Польские записи» («Nagrania polskie») за впечатляющее количество проданных дисков (более 8 млн). В письме, адресованном коллективу группы, министр культуры Казимеж Михал Уяздовский подчеркнул, что «в мире поп-культуры, в котором царит мода одного сезона и приспосабливающиеся к этим тенденциям звезды одного сезона, многолетняя работа коллектива «Червоне Гитары» заслуживает особого признания».


К списку                                               © Copyright 2006 Www.ipol.ru

www.warsaw.ru