Результатом российско-украинского газового спора станет газопорт в Польше
19.01.2006

Ирина Лагунина:

После новогоднего отключения российского газа Украине и – попутно - половине Европы правительство Польши приняло решение построить на побережье Балтийского моря газовый порт. Цель - диверсифицировать поставки газа в страну и избавиться от зависимости от России. О том, где скорее всего будет построен газовый порт и об экономической целесообразности этого проекта рассказывает Алексей Дзикавицкий.

Алексей Дзикавицкий:

Российско-украинская газовая война принесла Польше кратковременное и никак не сказавшееся на экономике страны или индивидуальных потребителях снижение поставок российского газа на 14%. Этого хватило для того, чтобы польские власти в экстренном порядке приступили к решению наболевшей проблемы – диверсификации топливных поставок.

Говорит министр экономики Петр Возьняк - он еще в конце 90-х вел переговоры с Норвегией и Данией о поставках газа из этих стран.

Петр Возьняк:

Аукается отсутствие диверсификации поставок газа. Я помню, как лично подписывал контракты на поставки газа из Норвегии и Дании. Если бы работы по этим контрактам по совершенно непонятным причинам и без всяких объяснений не были прекращены, то мы уже полтора года имели бы альтернативный источник поставок газа на Западе. Это тем более важно, что Польша получала и получает газ с Востока и до западной части страны по техническим причинам доходят лишь его остатки. А так бы всех этих проблем просто не было.

Алексей Дзикавицкий:

Переговоры с Норвегией и Данией заморозило пришедшее в 2001 году к власти посткоммунистическое правительство Лешка Миллера. Решение объяснили тем, что условия, предлагаемые поставщиками из этих стран, невозможно было выполнить. Чтобы проект окупился, Польша должна была бы покупать не менее 5 миллиардов кубических метров газа в год – это почти половина от всей потребности страны. А подписывая несколько лет назад контракт с Газпромом, в Варшаве ошиблись в расчетах – потребность в газе не росла так быстро, как предусматривало соглашение. В результате, Польша оказалась с излишками российского газа.

В такой ситуации речи о том, чтобы использовать еще и норвежский газ, который к тому же был бы дороже российского, не было – говорили эксперты правительства Лешка Миллера.

Однако, по мнению нынешних властей, это не оправдание, невыгодный контракт с россиянами нужно было пересмотреть, а сотрудничество с датскими и норвежскими поставщиками – не прекращать.

«То, что происходило в течение последних четырех лет вокруг снабжения Польши топливом из альтернативных источников - это скандал. Ведь налицо угроза безопасности страны», - заявил премьер-министр Польши Марцинкевич.

Через несколько дней после начала российско-украинской газовой войны были приняты первые решения. Продолжает Казимеж Марцинкевич.

Казимеж Марцинкевич:

Кабинет министров обязал министра экономики подготовить как можно быстрее правительственные проекты по четырем вопросам – в первую очередь, это касается строительства газопорта, который будет в состоянии принимать жидкий газ для Польши.

Алексей Дзикавицкий:

Где будут построен газовый терминал – пока неизвестно. Рассматриваются Гданськ и Свиноустье. По мнению экспертов, стоимость строительства газопорта - а он сможет принимать до 5 миллиардов кубометров газа в год - составит около 200 миллионов долларов и займет 2-3 года.

Сейчас Польша потребляет ежегодно около 12-13 миллиардов кубометров газа. До 40% – добывается в самой Польше, а остальное – это практически на 100% импорт из России. Большая часть российского газа идет в Польшу через Украину, остальное – через Белоруссию.

А как со стоимостью? Насколько дороже будет норвежский газ, чем газ из России? Яцек Пехота – бывший министр экономики в правительстве Лешка Миллера, заявляет, что, может быть, даже на 40% дороже - к условиям, которые Норвегия предлагала 5-6 лет назад, возврата нет, поэтому, по его мнению, «нельзя проводить диверсификацию любой ценой».

В свою очередь, сторонники строительства газового терминала на берегу Балтийского моря говорят, что в данной ситуации цена – дело второстепенное.

«По-моему, надо отдавать себе отчет в том, что безопасность всегда обходится недешево», - считает экономист Анджэй Новак.

Правительство практически единогласно поддержала оппозиция – от консерваторов до популистов. Говорит профессор Анна Гронкевич-Вальц из оппозиционной либеральной партии «Гражданская платформа».

Анна Гронкевич-Вальц:

Теперь мы видим, какую ужасную ошибку допустило правительство Лешка Миллера, отказавшись от сотрудничества с Норвегией. Возможно, там газ и дороже, но в той ситуации, в которой Польша оказалась сейчас, мы можем заплатить еще большую цену, что и показал пример Украины. Кран могут закрутить на глазах телезрителей, чтобы те могли повеселиться на новый год.

Алексей Дзикавицкий:

А как считают независимые эксперты? По мнению доктора экономических наук Валерия Кругового – владельца консалтинговой фирмы в Варшаве, которая занимается вопросами, связанными с импортом топлива, строительство газопорта не оправдано экономически, а разговоры о его создании это, прежде всего, элемент политической игры.

Валерий Круговой:

Это экономически нецелесообразно. Газ в этот порт можно привозить либо из Норвегии, либо из арабских стран. Это нерентабельно. Хоть Россия и поднимает цены на газ, но их поднимает и Норвегия, например, и другие страны. Подобные закупки были нецелесообразны два года назад и будут нецелесообразными в обозримом будущем. Поэтому, кстати, Польский нефтегазовый концерн никаких реальных шагов в связи с этим не делает. Примечательно, что Польша добывает до 40% потребляемого газа самостоятельно, а нефти только около 10%. При этом никто ведь не говорит о том, что нужно искать альтернативные источники поставок нефти, заговорили только о газе.

Алексей Дзикавицкий:

Насколько российский газ дешевле, чем тот, который мог бы поставляться в польский газовый порт?

Валерий Круговой:

Есть разные цифры. Минимально – на 20%. Но представьте себе, что такое 20%, когда маржа фирм, которые работают в топливном секторе – 3-5%.

Алексей Дзикавицкий:

Валерий Круговой считает, что польский бюджет будет не в состоянии покрыть покупку слишком дорогого газа, тем более что этим будет заниматься в будущем практически полностью частная фирма.

Валерий Круговой:

Никто никогда не будет в этот газопорт возить газ, который дороже того, который идет по трубе – нет таких сумасшедших. И никакой польский парламент – правый, левый или центристский - не примет бюджет, в котором будут ассигнованы миллиарды долларов на дофинансирование деятельности практически частной фирмы. Ведь польское нефтегазовое предприятие уже приватизировано на треть, и планируется его дальнейшая приватизация. Так кто же будет датировать частную фирму?

Алексей Дзикавицкий:

Кроме того, по словам эксперта, прекращение российских поставок Польше, как и всем другим государствам-членам Европейского Союза, ни в коем случае не грозит, поскольку Россия не может не продавать газ в Европу – особенно на длительное время.

Валерий Круговой:

Кроме того, что бюджет России построен на нефтедолларах, есть целое множество технических вопросов. Если вы хотите, чтобы в какой-то орган вашего тела не поступала кровь, вы перекрываете идущую к нему артерию. Но если перекрыть надолго, то начинает же умирать и все остальное. Так и здесь. И еще – сейчас страны ЕС имеют запасы топлива на срок от 60 до 90 дней, а некоторые и до 120 дней. Согласно новым директивам ЕС, эти запасы должны быть увеличены так, чтобы их хватило на 200 дней в случае прекращения снабжения. Вот и представьте, что Россия перекрывает кран. Польша, другие страны смогут прожить 6-7 месяцев, а в России, если она перестанет продавать газ и нефть, могут за это время начаться необратимые процессы.

Алексей Дзикавицкий:

По мнению Валерия Кругового, Польше, как участнице ЕС, стоит, прежде всего, настаивать на единой энергетической политике Европейского Союза.

Валерий Круговой:

Польша – член Европейского Союза, который очень тесно связан с Россией в плане поставок топлива. А Польша ведь уже в ЕС!

Алексей Дзикавицкий:

Другое дело, что Россия совместно с Германией начали строительство газопровода по дну Балтийского моря – если в связи с этим принимать во внимание так называемые черные сценарии – в том числе и о туманных перспективах целостности ЕС, то собственный газопорт Польше сможет все же понадобиться.

Между тем правительство Казимежа Марцинкевича уже выступило с идеей единой энергетической политики стран Европейского Союза. По мнению польского премьера, государства-члены ЕС не должны в одиночку решать проблемы, связанные со снабжением энергоресурсами. Им надо выступать на переговорах, прежде всего и особенно с поставщиками нефти и газа, единым фронтом.

Во время недавней поездки по странам Вышеградской группы Казимеж Марцинкевич разговаривал о поддержке в этом вопросе с руководителями Чехии, Венгрии и Словакии, чтобы во время мартовского саммита ЕС Варшава, Прага, Будапешт и Братислава представили общую позицию касательно единой энергетической политики.

И еще один момент. Примечательно, что когда из газопровода, проходящего по территории Украины, поляки стали получать меньше газа, министерство экономики заявило о начале переговоров с белорусскими партнерами об увеличении транзита газа через Белоруссию. Хотя об этом говорилось немного, однако в нынешней политической ситуации, когда польско-белорусские отношения обострены, Варшава, кажется, вряд ли хотела бы, чтобы судьба поставок газа в Польшу хотя бы в какой-то степени зависела от официального Минска, а значение Белоруссии, как транзитной страны - возрастало.

Политический фактор в принятии польским правительством решения о поисках путей диверсификации поставок газа в страну, в том числе и строительстве газопрота на балтийском побережье имеет не последнее значение.

Возможно, этот вопрос вообще отпадет, если ЕС, в конце концов, решится на единую энергетическую политику, если нет, то даже аргумент об экономической нецелесообразности диверсификации вряд ли остановит Польшу, да и не только Польшу, перед желанием любой ценой не зависеть от одного поставщика энергоресурсов.


К списку                                 © Copyright 2005 Www.svobodanews.ru

www.warsaw.ru