Обзор событий культуры
06.01.2006

Сегодня наш обзор посвящен новостям театрального сезона.

Самой главной театральной новостью в Польше является премьера оперы «Воццек» выдающегося австрийского композитора 20 века Альбана Берга, который считается представителем так называемой новой венской школы. Либретто оперы написано по мотивам неоконченной пьесы Георга Бюхнера, в основу сюжета которой лег подлинный факт – история казни солдата (в варшавской интерпретации герой - мужской парикмахер в гарнизоне), обвиненного в убийстве любовницы из-за ревности. Однако, банальная, хоть и трагическая история в данном случае является только предлогом для углубленного размышления над превратностями судьбы. Музыка оперы отличается большой драматической силой и глубиной. Вместе с тем «Воццек» носит на себе печать характерного для экспрессионизма мистико-фаталистического восприятия мира.
Оперу Берга на сцене Варшавского театра «Вельки» - Национальной оперы поставил известный режиссер Кшиштоф Варликовский, заглавную партию исполняет звезда голландской оперной сцены Маттео дель Монти, а музыкальное руководство над спектаклем взял на себя главный дирижер Театра «Вельки» Яцек Каспшик.

В интервью Польскому Радио Яцек Каспшик сказал, что самым важным вызовом для музыкантов было правильное понимание сверхзадачи композитора. «Берг - великий мастер, и важнейшим для него было то, чтобы визуальный ряд точно отражал звуковой», - сказал дирижер. Яцек Каспшик также добавил: «Передача этого является важнейшим посланием. Поэтому то, что мы видим является тем же самым, что мы слышим. Так должно быть, и так эта опера должна выглядеть».

История с убийством, легшая в основу сюжета, произошла в 19 веке. Берг поместил своих героев в 20-е годы прошлого столетия. А Кшиштоф Варликовский и художник-постановщик Малгожата Щенсняк – в обстановку самую что ни на есть сегодняшнюю. Герои одеты в сверхмодные вещи, а в одной из сцен появляется фигура в маске... Микки-Мауса. Правда, сегодня такое решение костюмов и декораций в опере, тем более современной в широком смысле этого слова, мало у кого вызывает удивление. Зато инструментальное решение варшавского спектакля «Воццек» может неискушенным зрителям показаться необычным, поскольку в опере звучат не один, а два оркестра, причем оба на сцене.

Но, как выяснил дирижер, постановщики просто точно следовали авторскому замыслу: «Так придумал композитор. Сюжет разыгрывается в ресторанчике, поэтому на сцене играет ресторанный оркестр. Также оркестр, который он посвятил своему мастеру – Шёнбергу, камерный оркестр, играет на сцене. Обычно в оперном театре оркестр находится в оркестровой яме, но у нас он будет на виду, чтобы публика знала, что здесь отдают дань памяти Шёнберга», - сказал Яцек Каспшик.

***
Несколько лет назад моноспектакль, придуманный и лично исполненный популярным российским драматургом, актером и режиссером Евгением Гришковцом «Как я съел собаку» во время его гастролей в Польше, произвел огромное впечатление на варшавян. Стоит добавить, что спектакль шел с синхронным переводом на польский язык. Причем переводчик был на сцене и, как потом признался сам Гришковец, неожиданно для него самого стал оригинальным элементом спекаткля. Эмоциональнейший текст Гришковца, намеренно бесстрастно звучавший на чужом, в данном случае польском языке, только оттенил обаяние происходившего. Спектакль понравился не только на зрителям, но и варшавской театральной богеме. В результате сегодня «Как я съел собаку» на сцене варшавского театра «Вытвурня» уже можно увидеть в исполнении Марека Старского – актера, которого в Польше называют «человек-оркестр». Поставил спектакль Михал Сегочинский.
То, что польские театры увлечены современной российской драматургией доказывает также спектакль «Я» по мотивам текстов Ивана Вырыпаева. Театральную фантазию, как определен его жанр в программке, привез в польскую столицу Торуньский Театр имени Вильяма Хожицы.

***

Что могут делать дипломированные актеры, не получившие ангажемента ни в одном из театров? Для некоторых это часто означает занятие различными видами деятельности, часто не имеющими отношения к актерскому мастерству. Некоторые тратят свой талант в малохудожественных сериалах и рекламах. А некоторые считают, что лучшее всего... играть Шекспира. Для актеров, не работающих в театральном штате, Союз артистов польских сцен реализует проект «Внештатные актеры играют Шекспира». В рамках этого проекта уже готов к премьере первый спектакль «Генрих VI», который зрители увидят на сцене Национального театра.


К списку                                      © Copyright 2005 Polskie Radio SA

www.warsaw.ru