Руки Польши развязаны для наступательной внешней политики
25.10.2005

Главный результат предвыборной парламентской и президентской компаний в Польше - почти полный разгром левых сил. Ныне основными субъектами польской политики являются правые националистические партии. Такого послевоенная Польша не знала, и такой Польши современный мир еще не видел. Уже потому, видимо, не стоит ожидать от нынешней польской политической системы стабильности.

Похоже, Качиньский победил во втором туре благодаря поддержке, полученной в последний момент от левых Чимошевича и популистов Леппера. 10% перевес над Туском - не самый большой перевес и победа Качиньского - не самая убедительная победа. Реальное влияние Качиньского и Туска примерно равны. Популисты и левые, собирая по 10-15% голосов, выступили медиатором политического процесса в масштабе страны. Такого рода политические ситуации чреваты дальнейшим взрывным ростом влияния популистов.

Пока относительно консервативные националисты Качиньские, вероятно, получат оппозицию в виде национал-либерала Туска. Обе эти партии имеют сильные расхождения в основном по отношению к внутренним польским проблемам. Можно смело предполагать обострение борьбы по этим вопросам. Курс Качиньского на построение социально-ориентированного государства не обеспечен экономическим потенциалом Польши. Польша - небогатая страна. В стране нет средств быстро поднять уровень жизни населения, уменьшить безработицу и т.д. Социальное государство Качиньскому надо начинать строить, начав с борьбы с коррупцией и с давления на дорогие либералам экономические свободы.

Скорее всего, Качиньский получит поддержку своей политики со стороны костела. Сегодня костел уже молчаливо сочувствует скорее Качиньскому, чем Туску. Можно ожидать, что правые либералы, в таком случае, будут апеллировать к светской части общества, и будут стремиться закрепиться в нише защитников светской части общества от давления клерикалов, в которой много лет находились польские левые. Возможно, стремясь компенсировать поддержку костелом Качиньского, либералы будут педалировать националистические темы более резко, чем Качиньский. Так уже произошло по отношению к проблеме Союза поляков Беларуси в ходе предвыборной компании. Туск занял гораздо более радикальную позицию по этому вопрос, чем Качиньский, и превратил проблему СПБ в одну из основ своей предвыборной компании.

Впрочем, в целом обе основные правые партии обладают почти консенсусом относительно внешней политики 4-й Речи Посполитой. Польские правые уже несколько лет фактически диктовали правившим левым основные направления внешней политики. И можно уверенно предполагать, какова будет польская внешняя политика после овладения ими всеми ветвями власти.

Это будет активная внешняя политика. Только извне Качиньский может получить ресурсы для социальных программ. Только акцентируя внешнеполитические националистические темы польские либералы могут набирать очки в борьбе с Качиньским.

Польша ныне может позволить себе активную внешнюю политику: после вступления Польши в НАТО и ЕС, после достижения Польшей особых партнерских отношений с США, никаких внешних серьезных угроз Польше не существует. Вопрос о границах и о безопасности Польши не стоит. Руки Польши развязаны для наступательной внешней политики.

Можно ожидать продолжения основных шагов по продолжению интеграции Польши в структуры ЕС и углубления сотрудничества по линии НАТО. Прежде всего, Польша будет готовиться к референдуму о присоединении к Еврозоне в 2010 году. Без этого присоединения вступление в ЕС выглядит бессмысленным. Полноценное членство Польши в ЕС требует Шенгена. Основной задачей внешней политики Польши при правых останется поиск для Польши максимально выгодных условий членства в ЕС. Именно этой цели будет подчинена восточная политика Польши.

Если Польша сумеет сформировать на востоке Европы собственную зону влияния в виде Украины, Беларуси, прибалтийских государств, ее место в ЕС будет сопоставимым с местом Франции или Германии. Польша уже достигла большого успеха на этом пути, став 'локомотивом' европейского движения Украины и особенно - оранжевой революции в Украине. Ныне неизбежна еще более активная политика Польши относительно Украины, Молдавии, Беларуси. Скорее всего, Польша станет одним из основных игроков в ходе предвыборной компании и политического кризиса 2006 года в Беларуси, а также превратится в основного лоббиста вступления Украины в НАТО.

Вопрос об интеграции Украины и Беларуси в польскую сферу влияния в восточной Европе является основным условием превращения Польши в заметную европейскую страну. Именно к этой миссии подготовилось польское общество через беспрецедентное усиление национализма и разгром левых сил. Кажется, не очень вероятным, что победившим в Польше националистам это удастся, но их провал еще далеко впереди после серии сильных восточно-европейских политических кризисов ближайших лет.

Формирование польского блока в восточной Европе - это путь к превращению именно Польши в основного представителя ЕС в отношениях с Европы с Россией. Именно в этом качестве Польша интересна глобальной политике США. Только через ключевую роль в отношениях Европы и России Польша может достичь в ЕС политического веса, сопоставимого с весом Франции или Германии и войти в большую политику.

Одновременно со стремлением создать в восточной Европе польскоцентричную европейскую группировку, Польша при националистах будет стремиться к уменьшению значения России в Европе и к ослаблению прямых отношений России и Германии, России и других сильных европейских стран. Это старая закономерность: сильная Россия - слабая Польша, слабая Россия - сильная Польша. Победившие польские националисты не имеют иных вариантов своего развития, кроме курса на ослабление России. Только такой курс может дать Польше внешние ресурсы для сильной социальной политики и большого европейского веса, дабы защитить свои интересы относительно Германии и других стран 'старой Европы'. Стоит ожидать ухудшения отношений Польши и России.

Каков ресурс новой польской националистической политики? Ресурс, скорее всего, невелик. Россия уже имеет слишком большое значение для энергетической стабильности Европы, и обострение политической ситуации в восточной Европе, которое происходит ныне, вряд ли будет поддержано брюссельской бюрократией и странами 'старой Европы'. Европейская интеграция - слишком важное достижение Европы, чтобы оно могло быть поставлено под угрозу всерьез. Вероятно, нынешняя правая волна во всех европейских странах повлечет за собою в ближайшие годы серию кризисов по всей периферии Европы и внутри ЕС. Возможно, именно восточно-европейская кризисная зона станет территорией наибольшей европейской нестабильности. Скорее всего, разрешение этих кризисов будет связано с новым усилением институтов европейской интеграции и их реформированием, c преодолением нынешнего торможения европейской интеграции. Возможно - с выдвижением концепции нового расширения ЕС на восток за счет России и чего-то наподобие того после или в ходе российских выборов 2008 года.

Максимума польской националистической политики, скорее всего, следует ожидать в ходе белорусского кризиса 2006 года и российской предвыборной компании 2008 года. Почти неизбежная драматичная неудача в давлении на Лукашенко и новая стабилизация России повлечет за собою исчерпание общественного ресурса нынешних правящих польских националистов. Тогда можно ожидать роста в Польше влияния ориентированных на восток популистов (Леппер?) и, возможно, реанимации сильной левой партии.

Нынешний польский национализм - это не стремление к построению 'польской империи'. Это - всего лишь фронда, большая интрига во имя достижения достаточно практичных целей: большего веса в ЕС для своего не очень значимого государства. Но польское шоу, которое началось, наверняка будет захватывающим.


К списку                                           © Copyright 2005 Www.kreml.org

www.warsaw.ru