Белорусские наблюдатели зафиксировали многочисленные нарушения в ходе парламентских выборов в Польше
30.09.2005


Белорусские наблюдатели зафиксировали многочисленные нарушения Руководства БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами в ходе парламентских выборов в Польше. Об этом заявил на пресс-конференции в Минске секретарь Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик, сообщает БЕЛТА.

Он, в частности, сообщил, что посольство Беларуси в Республике Польша своевременно обратилось в Министерство иностранных дел этой страны с просьбой об аккредитации представителей нашей республики в качестве иностранных наблюдателей за парламентскими выборами. Однако в нарушение норм Руководства БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами ни Министерство иностранных дел, ни Государственная избирательная комиссия Польши не аккредитовали членов белорусской делегации в качестве иностранных наблюдателей и не выдали соответствующих документов. Отказ был мотивирован отсутствием в избирательном законодательстве Польши института наблюдателей.

По словам Николая Лозовика, польской стороной было дано заверение, что наблюдатели от Беларуси смогут беспрепятственно посещать избирательные участки. К сожалению, впоследствии это заверение не было выполнено в полном объеме — на ряд избирательных участков наблюдатели не были допущены. Кроме того, в день проведения выборов миссия наблюдателей столкнулась с двойным подходом к ее деятельности со стороны польских организаторов выборов. Там, где о приезде наблюдателей было сообщено заранее, отношение было доброжелательным и запрашиваемая информация предоставлялась в полном объеме. В иных случаях отношение было настороженным, информация практически не предоставлялась.

Как сообщил секретарь белорусского ЦИК, наблюдатели осуществляли мониторинг в Варшаве и Белостоке. В день выборов члены белорусской делегации посетили в общей сложности около 30 избирательных участков. Результаты наблюдения позволяют им сделать ряд выводов.

Во-первых, отсутствие в избирательном законодательстве Польши института наблюдателей, а также отказ польской стороны официально аккредитовать членов белорусской делегации в качестве иностранных наблюдателей свидетельствует о невыполнении Польшей предписаний международных документов в области организации и проведения выборов, в частности, документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 года. В этой связи Николай Лозовик отметил, что избирательное законодательство нашей республики предусматривает простую и беспрепятственную процедуру аккредитации наблюдателей всех уровней и законодательное закрепление их правового статуса.

Во-вторых, избирательное законодательство Польши не предусматривает возможность включения представителей политических партий в состав Государственной и окружных избирательных комиссий.

В-третьих, в связи с отсутствием в польском избирательном законодательстве института наблюдателей прозрачность избирательного процесса не обеспечивается. Процесс подсчета голосов является закрытым. При подсчете голосов на избирательных участках вправе присутствовать только члены участковой комиссии и доверенные лица, определенные избирательными комитетами. Однако ни на одном из посещенных участков доверенных лиц не было. При подсчете голосов не разрешается присутствовать представителям средств массовой информации.

Для сравнения Николай Лозовик сообщил, что в Беларуси избирательный процесс на всех стадиях, включая подсчет голосов, является полностью открытым. Так, при подсчете голосов вправе присутствовать доверенные лица кандидатов, наблюдатели от политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, а также иностранные наблюдатели. Представители средств массовой информации также могут присутствовать при подсчете голосов и фиксировать все действия избирательной комиссии. При проведении последних парламентских выборов в Беларуси наблюдение осуществляли 734 иностранных и 24 143 национальных наблюдателя.

Массовым нарушением в ходе парламентских выборов в Польше белорусский наблюдатель назвал повсеместное несоблюдание принципа тайного голосования. Николай Лозовик отметил, что в статье 21 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что выборы «должны проводиться путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Тайна голосования обеспечивается заполнением бюллетеней непосредственно самим избирателем в месте, закрытом от обозрения посторонними. В то же время наблюдение за парламентскими выборами в Польше показало, что не на всех избирательных участках оборудуются кабины для тайного голосования. В ряде случаев для заполнения бюллетеней использовались столы с ширмами, которые не всегда обеспечивали тайну волеизъявления избирателей. На большинстве избирательных участков избирателям предоставлялась возможность проголосовать вне специально отведенных мест.

В ряде случаев белорусскими наблюдателями было зафиксировано «групповое голосование» — случаи нахождения одновременно нескольких избирателей в одной кабине для голосования, а также групп граждан при заполнении бюллетеней вне кабин. Эти незаконные действия избирателей членами участковой комиссии не пресекались.

Помимо вышеуказанного, белорусские наблюдатели были удивлены тем, что избирательное законодательство Польши не обеспечивает реализацию активного избирательного права гражданам, которые в силу своего физического состояния /проблемы со здоровьем/ не могут в день выборов прийти на участок для голосования. Для этой категории избирателей, по словам Николая Лозовика, механизм участия в выборах вообще не определен.


К списку                                   © Copyright 2005 Www.embassybel.ru

www.warsaw.ru