ПОЛЬША-РОССИЯ: НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
19.10.2005

1-14 октября 2005

Польша МУЗЫКАЛЬНАЯ

Международный конкурс пианистов им. Фридерика Шопена (2-24 октября) в этом году проходит в 15-й раз. Шопеновский конкурс - один из самых престижных музыкальных конкурсов в мире - имеет долгую традицию. Впервые он прошел в 1927 г., а его инициатором был выдающийся польский пианист, педагог и композитор Ежи Журавлев. С 1960 г. организатором конкурса, который проходит каждые пять лет в Варшаве, является Общество им. Фридерика Шопена. В конкурсе принимают участие пианисты со всего мира в возрасте от 17 до 28 лет.

Традиционно конкурс проходил в четыре этапа. Отбор кандидатов на участие в конкурсе проводился в каждой из стран, представлявшей своих пианистов, а последие несколько лет члены международного жюри прослушивали записи, присланные претендентами.

В этом году порядок прохождения конкурса был немного изменен: было решено прослушивать всех претендентов лично, поскольку записи все же не дают полного представления о качестве исполнения, а количество туров сократилось до трех. Из 257 кандидатов - представителей 35 стран - для участия в конкурсе были отобраны 80 пианистов, во второй тур прошли 32 участника, а в финал попали 12 музыкантов, в том числе 2 из Польши и 1 из России.

а также:

10-й Фестиваль польских композиторов (13-15 октября, г. Бельско-Бяла) проходил под патронатом Хенрика Миколая Гурецкого - одного из известнейших современных польских композиторов. В этом году фестиваль был посвящен творчеству Кшиштофа Пендерецкого: в рамках мероприятия исполнялись его произведения (в т.ч. «Семь врат Иерусалима»), а дирижировал сам композитор. Прозвучали и произведения патрона фестиваля - Хенрика Миколая Гурецкого.


Польша ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Выставка Е.Дуды-Грача. «Остатки» - первая ретроспективная выставка работ Ежи Дуды-Грача, организованная после смерти художника. Выставка проходит в Галерее современного искусства в Катовицах. Здесь представлено около 120 работ, созданных в 1966-2004 гг. Картины, выполненные маслом и акварелью, а также рисунки и графика объединены в тематические циклы: «Дом», «Исторические записки», «Восхищения», «Sacrum-profanum», «Болезнь Польшей» и другие.

Ежи Дуда-Грач был одним из самых выдающихся и самых популярных польских художников. Он родился в 1941 г. в Ченстохове, в 1968 г. получил диплом Академии изобразительного искусства в Кракове (факультет графики), преподавал в Силезском университете в Катовицах и Европейской академии искусств в Варшаве. С 1970 г. представлял свои работы на многих (более 180) персональных выставках в Польше и за границей. Художник умер в 2004 г.в возрасте 63 лет. Его картины - это чаще всего жанровые сценки в традициях сюрреализма и экспрессионизма. Работы Дуды-Грача находятся в собраниях Национальных музеев в Кракове, Варшаве, Гданьске, Познани и в Музее искусств в Лодзи. В числе самых известных картин художника «Памяти отца» (1970), «Письмо на запад» (1973), «Всадники апокалипсиса, или халтура» (1977), «Польский календарь» (1981), много автопортретов и портретов.

Он говорил, что «рисует мир, который уходит, умирает, где больше снов, приключений из детства, мир доиндустриальных пейзажей». Мир, в котором «нет телефонных проводов, кабелей, спутниковых антенн, машин, самолетов - всего того, что ведет человека назад, на деревья, если он и дальше будет столь интенсивно развиваться в этом направлении».

Современники называли Ежи Дуду-Грача проницательным сатириком и моралистом: в своих картинах он обнажал пороки соотечественников - глупость, нетерпимость, лень, страсть наживы, приверженность американской культуре - изображая своих персонажей в карикатурной манере. По словам Кшиштофа Теодора Топлица, в живописи Дуды-Грача отражается глубоко трагический мир, в котором человек никак не может обрести внутренней гармонии и достойного места.

Познакомиться с творчеством Ежи Дуды-Грача можно на сайте его авторской галереи http://www.dudagracz.pl/


а также:


Закончился конкурс им. Эугениуша Гепперта. Конкурс им. Эугениуша Гепперта и проходящая одновременно с ним Общепольская выставка молодых художников уже 15 лет является одной из главных в Польше выставок работ молодых художников. В первый раз конкурс прошел в 1989 г. по инициативе Ханны Кшетуской-Гепперт - вдовы знаменитого вроцлавского колориста Эугениуша Гепперта. Цель конкурса - представить наиболее интересные явления и течения современного искусства.

От других (весьма немногочисленных) мероприятий такого типа, организуемых в Польше, конкурс им. Гепперта и Общепольскую выставку молодых художников отличает их закрытая форма. Художников для участия в конкурсе и их работы выбирают специальные кураторы - представители главных художественных центров и галерей со всей Польши. Каждый из них выбирает трех участников, каждый из которых представляет одну работу.

В этом году, по словам кураторов конкурса, наиболее сильными работами являются инсталляции, которые существенно выигрывают по сравнению с традиционными живописными полотнами. Победителем конкурса стала Ольга Левицка за инсталляцию под названием «Замшевая туфелька на каблуке, инкрустированном стразами Сваровски» («Suede peek-a-boo-toe pump with Swarovski-crystal-encrusted heel»).

Все работы конкурса можно увидеть на выставке в галерее BWA «Awangarda» (Вроцлав), а наши читатели могут ознакомиться с ними на сайте конкурса www.geppert.art.pl.

5 октября состоялось торжественное открытие Галереи польского искусства XX века в Национальном музее в Кракове, в котором принял участие Министр культуры Республики Польша Вальдемар Домбровский. Это будет самая крупная в Польше музейная экспозиция - около 500 работ знаменитых польских художников: Станислава Выспяньского, Юзефа Мехоффера, Тадеуша Кантора, Ольги Бознаньской и многих других. Один из залов галереи целиком посвящен творчеству Ежи Новосельского. Особое место занимает и экспозиция работ Краковской группы. По словам Марека Свицы, заместителя директора Национального музея, проект призван ближе познакомить посетителей с творчеством знаменитых краковян XX века.

В галерее представлены в основном картины, однако есть и графика, и скульптура - в том числе важнейшие работы Ксаверия Дуниковского.


Польша ЛИТЕРАТУРНАЯ

«Моя мама волшебница. Рассказ о Дороте Тераковской» -
книга с таким названием появилась 7 октября на полках польских книжных магазинов. Автор книги - дочь писательницы Катажина Новак.

Дорота Тераковска, популярная польская писательница, родилась в 1938 г. в Кракове, по образованию социолог. До 48 лет работала журналисткой, а в 1986 г. вышла ее первая книга «Сумасшедшее путешествие бабушки Бригиды по Кракову». Дорота Тераковска - лауреат литературных премий в номинации «литература для детей и юношества». Ее книги - «Дочь волшебниц» (1992), «Зеркало пана Гримса» (1995), «Одиночество богов» (1998), «Там, где падают ангелы» (1999) и др. - были детскими бестселлерами, романы «Личинка» и «Оно» - взрослыми. Дочь Тераковской Малгожата Шумовска - молодой успешный режиссер, автор сценария к фильму «Оно».

Старшая дочь, Катажина Новак, журналистка, после смерти матери в 2004 г. решила написать о ней книгу: не о писательнице - именно о маме. Это книга о семье Дороты Тераковской, о ее отношениях с дочерьми, книга об очень своеобразной личности, ярком человеке, каким она была - человеке, главным принципом которого, по словам дочери, было «быть всегда первой - лучшей или худшей».


а также:

Литературную премию NIKE получил Анджей Стасюк за книгу «По дороге в Бабадаг» . Книга рассказывает о путешествиях по Словакии, Болгарии, Румынии, Албании, Молдавии, странах бывшей Югославии, венгерской провинции. Постепенно дорожный дневник перерастает в размышления о судьбах Центральной Европы, ее культуре и жителях. Стасюк в большой мере осовременивает сложившиеся каноны литературы путешествия и превращает дорожный дневник в «метафорическую повесть дороги». Специальную награду читателей получил Рышард Капущиньский за книгу «Путешествия с Геродотом».

Вышла новая книга Мариуша Вилька «Волок» - Новая книга Мариуша Вилька «Волок» - дневник путешествия автора по северной России - Соловецким островам. Мариуш Вильк (род. в 1955 г.) более десяти лет назад уехал из страны и поселился на Соловках. Путешествуя по заброшенным уголкам России, он открывает новые тропы российской истории. Первая книга Вилька - о Соловках и о России - носила название «Волчий дневник», по фамилии автора, которая в переводе с польского означает «волк». Новая книга - продолжение путешествия, описание знакомства и взаимоотношений автора с северной Россией, ее историей и культурой.


Польша РОССИЙСКАЯ

Дни Тадеуша Кантора в Москве. С 12 по 15 октября в Центре им. Вс. Мейерхольда прошли Дни Тадеуша Кантора. В Москву приехали сотрудники краковской Крикотеки - Творческого архива Тадеуша Кантора. За четыре дня программы российские зрители смогли увидеть записи пяти последних спектаклей его театра и пообщаться с теми, кто собирает и поддерживает архив документов, связанных с творчеством этого уникального человека.

Творчество Тадеуша Кантора (1915-1990) - явление яркое и самобытное. Этот художник, режиссер, сценограф, актер, писатель, искусствовед, преподаватель краковской Академии искусств сумел создать свой собственный уникальный театр и оставить яркий след в истории театрального искусства 20 века. Кантор всегда стремился к тому, чтобы театр не был учреждением, не имел штатных актеров, был максимально свободным. В годы оккупации им был создан «Независимый Театр», после войны он подготовил ряд «авангардных» спектаклей на различных площадках, но это было лишь начало пути к тому театру, который потом принесет Кантору мировую известность. В 1955 году группа художников, критиков, теоретиков искусства под руководством Кантора организовала Театр «Крико - 2» (в продолжение традиций авангардного театра 30-х годов «Крико»). Это был решительный отказ от «официального» театра, в его творчестве начался этап, названный им самим «Театром Информель»: актеры, подобные предметам, полностью лишенные индивидуальности, актеры-куклы, не только метафорически, но зачастую и буквально. Следующим шагом было создание «нулевого театра», театра, вообще лишенного действия. Такие эксперименты привели Кантора на пограничье традиционного театра, очередным шагом режиссера стало создание хэппенингов. И хотя к тому времени Кантор уже приобрел мировую известность как художник и сценограф, всемирную славу ему принесли поздние спектакли «Крико-2»: «Умерший класс» (1975), «Велёполе, Велёполе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988) и спектакль, премьера которого прошла уже после смерти режиссера «Сегодня мой день рождения» (1991). В этих спектаклях нашла отражение очередная концепция Кантора - «Театр смерти», главными темами в них звучат смерть, память, история, запечатленная в памяти, а поводом для размышлений на эти темы для Кантора служат его собственные воспоминания: он выступает в роли самого себя, актеры играют его родственников, давно умерших и оставшихся только в памяти и на старых фотографиях. Из отдельных воспоминаний, фрагментов прошлой жизни и складываются спектакли этого цикла. Именно их записи и привезла Крикотека в Москву.

Кантор всегда очень заботился о том, чтобы все «театральные объекты» - реквизит, декорации, эскизы - сохранялись и собирались, именно с этой целью в 1980 г. им была создана Крикотека. И хотя прошло уже 15 лет со дня его смерти, она продолжает работать так, как хотел того Тадеуш Кантор.

Крикотека собирает архив документов, связанный с творчеством Кантора, литературу о нем, организует выставки по всему миру, издает книги и каталоги. Наталья Зажецка, директор Крикотеки, подчеркивает, как важно, чтобы она не стала мертвым архивом, а оставалась центром, открытым для сотрудничества и готовым к новым интересным проектам. Многие из сотрудников Крикотеки - а всего их 15 - соратники Кантора, которые работали вместе с ним и потому могут поделиться своими личными впечатлениями и воспоминаниями, рассказать, как шла работа над спектаклями, что было отброшено и не вошло в окончательный вариант, как сам Кантор объяснял те или иные режиссерские и актерские ходы. И то, что в Москву приехали люди, которые лично знали Кантора, конечно, очень ценно для российского зрителя.

Помимо записей спектаклей и документального фильма о ходе репетиций, Крикотека привезла замечательную выставку: рисунки Кантора, его наброски декораций спектакля, фотографии с репетиций. В рамках Дней Тадеуша Кантора состоялось и несколько лекций, посвященных его творчеству.

Отрадно, что российская публика получила такую уникальную возможность познакомиться с творчеством Кантора и деятельностью Крикотеки: в отличие от многих европейских стран, где имя Кантора хорошо известно, в России его творчество знакомо лишь узкому кругу специалистов.

Больше узнать о жизни и творчестве Тадеуша Кантора, а также о всех мероприятиях, организуемых Крикотекой вы можете на сайте www.cricoteka.com.pl.


К списку                                            © Copyright 2005 Www.ipol.ru

www.warsaw.ru