ПОЛЬША-РОССИЯ: НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
(1-15 июня 2005)
21.06.2005

РОССИЯ: Польские историки и экономисты в Москве * Польские фильмы на
ММКФ * Выставка польской книги в Петербурге * «Фердидурке» в Центре
им. Вс. Мейерхольда

ПОЛЬША: Фестиваль кинодебютов в Кошалине * Фестиваль «Два театра» в
Сопоте * Награда для группы Myslovitz


ГЛАВНОЕ
Хелена Моджеевская – «звезда двух континентов»

В конце 2005 года известный польский режиссер Ежи Сколимовский («Барьер», «Вальковер», «Фердидурке») планирует приступить к съемкам фильма «Америка» по книге Сьюзен Зонтаг. Главную героиню, прототипом которой стала звезда польской и мировой театральной сцены XIX века Хелена Моджеевская, сыграет Изабель Юппер.

О чем же повествует книга известной американской писательницы, публицистки, философа Сьюзен Зонтаг и почему она привлекла внимание Ежи Сколимовского, который вот уже более 15 лет не брался за камеру, полностью отдавшись живописи? В основе сюжета – попытка группки польских аристократов основать в американском городке Анахайм собственную коммуну. Одним из инициаторов этого, в общем-то авантюрного, предприятия был 30-летний Генрик Сенкевич, который в 1876 году путешествовал по Америке как корреспондент «Газеты Польской». Он-то и приглядел идеальное место для будущей коммуны, и уже 30 сентября того же года туда прибыли его друзья, и среди них - 36-летняя актриса Хелена Моджеевская.

К этому времени слава Моджеевской как драматической актрисы уже гремела по всей Польше. Хелена (ее настоящая фамилия Мисель) дебютировала в 1861 году в любительской труппе, которая гастролировала
по галицийским городкам. После нескольких лет сотрудничества с театрами во Львове, Станиславе, Черновцах актриса сбежала от своего импрессарио и поступила в труппу краковского театра, где выступала в течение четырех  лет. За это время она сыграла около 110 новых ролей в более чем 360 постановках, которые стали для нее прекрасной школой актерского мастерства. И наконец – дебют в Варшаве 4 ноября 1868 года в пьесе «Адриенна Лекуврер». Ее успех в этой постановке был так велик, что ей сразу же предложили ангажемент в Варшавском императорском театре, где она играла до 1876 года. В Варшаве Моджеевская пользуется огромной популярностью и любовью зрителей и критиков, ее высоко оценивают коллеги по театру. Благодаря ей в репертуаре варшавских театров появились пьесы Ю.Словацкого, и в том числе ее любимая «Мария Стюарт». Несомненным удачам на сцене сопутствовал и успех в обществе: в 1868 году Хелена выходит замуж за представителя польского шляхецкого рода Кароля Хлаповского. Их варшавский салон посещает избранное общество, у них бывают Станислав Виткевич, Адам Хмелёвский (художник и монах, основатель Ордена Альбертинов), тогда же они близко сходятся с Генриком Сенкевичем. Именно в этом товарищеском кругу и рождается мысль об отъезде в Америку.

Казалось бы, решение покинуть Польшу и поселиться в Америке противоречило здравому смыслу: Моджеевской было уже 36 лет, она почти не знала английского языка, а купленная приятелями ферма быстро разорилась.

Но актриса остается верна своему девизу: «Все душевные силы собрать и идти все дальше – и все выше!». Она перебирается в Сан-Франциско, начинает с упорством и самозабвением учить язык и пытается устроиться в труппу Калифорнийского театра. Наконец Моджеевская получает согласие на участие в постановке и в течение четырех месяцев почти в полной нищете упорно отшлифовывает язык и свою роль. В итоге ее Адрианна Лекуврер завоевывает Сан-Франциско. После премьеры она отправляет мужу телеграмму: «Победа. Моджеска» (в дальнейшем она выступала уже под этим упрощенным псевдонимом). Огромный успех этого дебюта предопределил ее дальнейшую карьеру. Уже в ближайшее время она выступает в Нью-Йорке, затем в Филадельфии, Бостоне, Вашингтоне и многих других американских городах. В течение 30 лет она выступает со своей собственной труппой в рамках грандиозных турне по всей Америке, гастролирует также в Европе и, конечно же, в Польше. Почти до самой смерти в 1909 году актриса выступала на сцене. Согласно завещанию она похоронена в Кракове на Раковицком кладбище.

Хелена Моджеевская считалась не только гениальной актрисой, сыгравшей великие роли во многих постановках по Шекспиру (Джульетта, Офелия, Розалинда, Леди Макбет) и создавшей романтические образы героинь пьес Шиллера, Словацкого, Выспяньского, Ибсена. Она также слыла одной из самых красивых женщин своей эпохи, недаром ее называли «звездой двух континентов».

РОССИЯ

НАУКА Июньская программа Польского культурного центра прошла под знаком польской науки: в Москву с лекциями приехали выдающиеся представители сразу двух научных дисциплин - истории и экономики. 2 июня в московском Доме журналистов состоялась встреча с польским историком Кшиштофом Модзелевским «Генезис варварства в европейской цивилизации ». Профессор Модзелевский - не только крупнейший медиевист, автор многих научных трудов по средневековой польской и европейской истории, но и активный политический деятель, дважды попадавший в тюремное заключение в 1968 и 1981 годах, а в 1989-1991 - депутат Сейма.

В Москве профессор Модзелевский представил свою последнюю книгу «Варварская Европа», за которую совсем недавно получил престижную премию польского журнала «Одра».

А 10 июня в научном институте ИМЭПИ РАН видные польские экономисты и политологи Януш Бексяк, Рышард Бугай, Богдан Гжелёньский представили свое видение развития польской экономической системы на протяжении 15
последних лет. И хотя мнения ученых во многих вопросах расходились, в  одном они были едины: успехов в этот период было больше, чем неудач. В своей речи видный польский экономист, член профсоюза «Солидарность», автор более 150 научных публикаций профессор Януш Бексяк дал общую характеристику польской экономической активности с того момента, как в Польше начала реализовываться программа преобразований, которую популярно называют «планом Бальцеровича» и которая представляет собой радикальную смену строя. Успешное осуществление этих реформ, в результате которых налицо рост производства, экспорта, национального дохода и потребления, неуклонное сокращение инфляции, стало возможно благодаря ряду причин: неиспользованным возможностям, оставшимся после ПНР, предприимчивости миллионов поляков, а также удачной экономической политике некоторых правительств III Речи Посполитой. Разумеется, нынешнее состояние польской экономики нельзя назвать хорошим без серьезных оговорок – и прежде всего речь идет о росте безработицы. Говоря о том, что необходимо сделать для удержания роста экономики, профессор Бексяк упомянул прежде всего отказ от вмешательства государственной власти в работу самодействующего рыночного механизма, наведение порядка в экономике и ее окружении, а также создание более гибкого рынка труда. Историк и политолог Богдан Гжелёньский дал емкий портрет «героев» польского переходного периода, благодаря которым и были осуществлены изменения в экономической системе. По его мнению, очень важную роль сыграли как простые поляки, которые постоянно (несмотря на возникавшие трудности) поддерживали реформы и активно участвовали в создании частных предприятий, так и сформировавшаяся за это время, хорошо образованная политическая элита. Говоря об угрозах динамическому развитию экономики, Богдан Гжелёньский отметил возрастающее недоверие к экономическим институтам, а также кризис уровня образования в экономических ВУЗах Польши. Среди положительных сторон вступления Польши в ЕС профессор Гжелёньский назвал прежде всего тот факт, что Польша получила доступ на общеевропейский товарный рынок и рынок образования. Главным же минусом он считает насаждение брюссельской бюрократии.

Экономист, участник «Солидарности», основатель политической партии «Союз труда» (Unia Pracy), депутат Сейма до 1997 года Рышард Бугай не только охарактеризовал противоречивое отношение поляков кпроводимым в течение последнего пятнадцатилетия реформам, но и высказал свои предположения о тех результатах, которые принесет Польше вступление в Европейский Союз. Согласно его мнению, ЕС, как и любая другая политическая система, существенно ограничивает суверенность Польши как государства, однако его судьба будет зависеть от того, удастся ли достигнуть солидарности между всеми государствами Евросоюза. Опросы общественного мнения показывают, что сейчас, после первой эйфории, в польском обществе отмечается отрицательное отношение к ЕС. Отвечая на вопрос аудитории о дальнейшей судьбе т.н. Вышеградской группы, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, профессор Бугай признал, что в настоящее время это политико-экономическое образование существует по сути лишь номинально.

КИНО

В программе открывающегося 17 июня ХХVII Московского международного кинофестиваля будут представлены сразу две польских киноленты, снятые в 2004 году. Это фильм «Свадьба» Войчеха Смажовского и комедия «Винчи» Юлиуша Махульского. Картина Войчеха Смажовского в прошлом сентябре стала обладателем специального приза жюри самого крупного польского международного кинофестиваля в Гдыне. Это острая социальная сатира на жизнь современной Польши, а в центре сюжета картины - приготовления к свадьбе в провинциальной карпатской семье. В подарок молодоженам любящий отец покупает новенькую «Ауди ТТ», и свадебный стол становится местом для урегулирования финансовых разногласий и решения деловых вопросов. Традиционная польская свадьба постепенно превращается в повод потолковать о том, кто сколько и кому должен. В фильме снимались актеры Мариан Дзендзель, Мачей Штур, Тамара Арчух и др.

Юлиуш Махульский в своей новой картине остается верен жанру комедийного детектива. Главный герой фильма, известный вор-рецидивист
Цума, после выхода из тюрьмы решает организовать «похищение века» -
выкрасть из краковского музея «Даму с горностаем» Леонардо да Винчи. В компаньоны он выбирает бывшего подельника, а ныне честного полицейского, а также корифея подделок и его очаровательную внучку... На главные роли Махульский пригласил Бориса Шица, Роберта Венцкевича, Мечислава Гомбку и других.

Обе польские ленты будут показаны в цикле «Национальные хиты». Также
в рубрике «Крепость Европа» в Музее Кино москвичи смогут увидеть документальную ленту Лешека Давида «Бар на станции Виктория» о двух безработных поляках, мечтающих получить в Англии вид на жительство и открыть бар на лондонском вокзале. Более подробную информацию о фильмах и времени показов можно найти на сайте Московского кинофестиваля http://www.miff.ru


КНИГИ 7 июня в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга открылись сразу две выставки. На одной из них 40 крупнейших вузовских издательств Польши представили свою продукцию – более 2,5 тыс. научных изданий. Организаторы выставки – Объединение издательств высших учебных заведений и люблинский Университет им. Марии Кюри-Склодовской – передадут все книги в дар этой старейшей российской библиотеке. Вторая выставка, которая также проходит в стенах РНБ, носит название «Ежи Гедройц и эпоха «Культуры». Ее основная часть посвящена российской тематике: связям выдающегося польского публициста, издателя, основателя издательства «Институт Литерацкий» (в Риме, а затем в Париже) Ежи Гедройца (1906-2000) и его соратников с представителями русской эмиграции. Экспозиция рассказывает также российскому зрителю о той роли, которую играл выпускаемый Гедройцем в течение полувека литературный журнал «Культура» в распространении «свободного слова». На страницах именно этого журнала были впервые опубликованы польские переводы «Доктора Живаго» и «Архипелага ГУЛАГ».

ТЕАТР 22 и 23 июня в рамках художественной программы "ПОЛЬСКИЙ
ТЕАТР. ВЧЕРА И СЕГОДНЯ" продюсерское агентство "Мистецке Березiлля"  (Киев) и Черкасский музыкально-драматический театр им. Тараса Шевченко представят в Центре им. Мейерхольда спектакль "ФЕРДИДУРКЕ" по мотивам романа Витольда Гомбровича.

Этот спектакль – еще одна попытка осмысления творческого наследия великого польского драматурга и прозаика ХХ века Витольда Гомбровича, столетний юбилей которого отмечался в 2004 году в Польше и за ее пределами. В этой театральной фантазии режиссер Сергей Проскурня использовал мизансцены из спектакля своего коллеги, выдающегося польского режиссера Тадеуша Кантора «Умерший класс» (1975 г.) В спектакле заняты актеры Виктор Коломиец, Наталия Коломиец, Сергей Жук, Андрей Жила, Наталия Глазова, Татьяна Гребень, Людмила Зимина, Светлана Клименко, Лидия Попова, Любовь Скобель, Мария Супрунова и другие. Показы спектакля стали возможны благодаря поддержке Посольства Украины в РФ и Черкасской областной государственной администрации.
 

ПОЛЬША

КИНО С 21 по 25 июня в польском городе Кошалин пройдет Фестиваль кинодебютов «Молодежь и кино». В главном – международном – конкурсе художественных дебютов можно будет увидеть фильмы из Венгрии, Великобритании, Германии, Португалии, Польши, России, Узбекистана и Франции. Россию будет представлять совместная казахско-российская картина «Шиза» режиссера Гуки Омаровой о подростке - участнике преступной группы, организующей подпольные кулачные бои. Во время фестиваля пройдут мастер-классы для тех, кто хочет попробовать себя в роли кинорежиссера, состоится ретроспектива современных немецких телевизионных фильмов, а также смотр независимого кино «Cinema Off».

ТЕАТР 5 июня в Сопоте завершился ежегодный фестиваль «Два театра», в котором участвуют самые интересные польские театральные теле- и радиопостановки. В этом году на фестивале были представлены 15 спектаклей, созданных в 2004 году. Случайно или нет, но лауреатами фестиваля стали постановки, так или иначе связанные с темой Второй мировой войны.

Гран-При фестиваля как лучшей телевизионной постановке был присужден
спектаклю «Дневник Варшавского восстания» Марии Змаж-Кочанович. В его основу легли воспоминания поэта Мирона Бялошевского, который описывает восстание 1944 года глазами стороннего наблюдателя – обычного жителя польской столицы, не принимавшего участия в боях. Жюри также отметило отличную игру Адама Вороновича, воплотившегося в образ рассказчика. В спектакле Анджея Пищатовского «Бас-саксофон» по прозе чеха Йозефа Шкворецкого, награжденном как лучшая радиопостановка, действие также происходит в военное время. Молодой чешский саксофонист оказывается перед моральной проблемой: согласиться ли на предложение своего заболевшего коллеги выступить во время концерта перед солдатами Вермахта и СС. Партию саксофона в постановке блестяще исполнил Гжегож Пётровский.

МУЗЫКА Популярная польская рок-группа Myslovitz удостоена почетной награды Министра иностранных дел Польши за выдающиеся заслуги в популяризации польской культуры в 2004 году. Группа из нижнесилезского городка Мысловице в минувшем году осуществила удачное концертное турне по Великобритании, Франции и Германии, а также выпустила два альбома – англоязычный «Korova Milky Bar» и «Skalary, mieczyki, neonki» («Скалярии, меченосцы, неоны»), которые пользуются большим успехом. Myslowitz стал первым коллективом, исполняющим популярную музыку, который удостоился этой награды.


К списку                                              © Copyright 2005 Www.ipol.ru

www.warsaw.ru