Из истории польской публицистики: Мазовецкий
31.03.2005

Якуб Садовский: Уважаемые радиослушатели, в «Вавилонской башне» мы продолжаем цикл «Из истории польской публицистики» - хотя человека, которую мы вам сегодня представим – нельзя назвать только публицистом – так же, как нельзя его назвать только политиком, или же - только общественным деятелем. Сегодня вы услышите рассказ нашего эксперта – историка польской культуры и литературы Даниеля Зыха – о Тадеуше Мазовецком, первом премьер-министре Третьей Речи Посполитой, сооснователеле одного из самых важных интеллигентских «толстых журналов», издаваемых в Польше после войны.

Даниель Зых: Родившийся в Плоцке в 1927 году Тадеуш Мазовецкий с пернвых лет послевоенной эпохи был связан с кругами католической интеллигенции. Первоначально он был членом ассоциации католиков «ПАКС», контролируемой коммунистическими властями. Но вскоре он ушёл из ассоциации, так как его взгляды нее вмещались в формулу католицизма, подчинённого коммунизму. В 1956 году Мазовецкий был одним из основателей чрезвычайно важного для польской культуры института – Клуба католической интеллигенции в Варшаве. Двумя годами позже он был сооснователем важного для польской интеллигентской культуры журнала, который и издавался Клубом католической интеллигенции и назывался «Вензь».

В 60-е годы он был депутатом Сейма, избранным именно со списка Клуба католической интеллигенции. Мазовецкий был сторонником «реалполитик» - он не спорил с фактами, а факты были таковы: в Польше правят коммунисты и вряд ли быстро перестанут править, в связи с чем то, что следует делать – это работать на расширение поля свободы. Так, в 60-м году на полосах «Вензи», в редакционном комментарии он писал: «общественная активизация является – на наш взгляд – необходимым фактором общего развития. Она должна быть плодом усилий самого общества, а не простым отражением деятельности государственной власти». Пожалуй, именно тогда Мазовецкий построил свою идею гражданского общества – общества, способного самоорганизовываться. При этом Мазовецкий подчёркивал роль единицы и небольших групп в преобразовании мира.

И сам Мазовецкий, и круги «Вензи» очень глубоко и живо восприняли II Ватиканский Собор с его идеями модернизации Церкви. Наряду с идеей общественной активизации и самоорганизации, фундаментом общественно-политической мысли Мазовецкого являются именно христианские идеи – и именно наследие II Ватиканского Собора. С середины 60-х годов Тадеуш Мазовецкий числится к самым важным в польской общественной жизни сторонникам и проповедникам этого наследия. Третьей опорой мысли Мазовецкого является идея медленных шагов – осторожного движения вперёд. Он не является – и никогда не был – революционером. Он, скорее, позитивист: в любой ситуации он медленно, постепенно, но - твёрдо делает своё дело. И четвёртый аспект мысли Мазовецкого – это социальная активизация, это идеи, указывающие на необходимость постройки государства по такой модели, которая заботится о самых слабых, которая выравнивает шансы всех граждан.

Эти четыре столпа мысли Тадеуша Мазовецкого не объясняют ещё феномена его личности. Тут не помешает сказать о мнениях его ближайших сотрудников о нём самом. Адам Михник, сегодня – главный редактор «Газеты выборчей», говорил о Мазовецком, что он – Кутузов, осторожный командующий, избегающий фронтального столкновения с противником. Александр Халль – политик, публицист и историк, усматривал феномен мысли Мазовецкого в объединении идеи защиты прав человека с глубокой чувствительностью к общественной справедливости. Халль подчёркивает также, что Мазовецкий – это прежде всего человек диалога.

Именно эта черта проходит красной нитью по всему его жизненному, публицистическому и политическому пути. Тадеуш Мазовецкий был одним из первых польских католиков, которые открылись к кругам бывших партийных диссидентов. Неслучайно в августе 80-го года, когда через Польшу прокатилась волна забастовок, он был одним из самых важных советников зарождающейся «Солидарности». Не случайно также, когда в 1981 году этому массовому общественному движению удалось создать свой легальный еженедельник, Тадеуш Мазовецкий стал его главным редактором. Когда 13 декабря 1981 года, в момент введения военного положения в Польше, он был интернирован, то коммунистические власти освободили его лишь спустя год - как одного из последних. Власти держали его в тюрьме столь долго не потому, что он был бы в состоянии повести народ на баррикады, а потому, что его упорство и последовательность сказывались на том, что для власти он был чрезвычайно опасным противником. Над ним просто невозможно было одержать победу.

Неслучайно также Тадеуш Мазовецкий был политиком, избранным премьер-министром первого правительства независимой Речи Посполитой в 1989 году. В своём экспозе он говорил, что наследие польского августа 80-го года – это, в частности, умение преодолевать деления и споры, умение искать партнёров, отречься мыслить категориями возмездия за прошлое и сведения счетов. Парадоксальным образом, то, что является силой Мазовецкого, то, что исходило из христианской идей прощения врагам, с политической точки зрения – в политических спорах – является его слабостью.


К списку                                      © Copyright 2005 Polskie Radio SA

www.warsaw.ru