Поляки не любят гипермаркеты
29.03.2005

Исключительно в гипермаркетах делают покупки всего 35% поляков – следует из нового исследования ACNielsen. Для сравнения, каждый второй венгр (56%) и почти три четверти чехов и словаков (70% и 68% соответственно) покупают только в гипермаркетах.


Любовь к овощному


В отличие от соседов по бывшему коммунистическому блоку, среднестатистический пан Ковальский любит частенько посещает небольшие магазинчики у дома. Только в таких магазинах покупают целых 16% потребителей.

При этом рынок четко поделен. За мясом, рыбой или овощами поляки ходят в овощной или мясной магазин. За продуктами бытовой химии – шампунями, стиральными порошками, а также напитками – в гипермаркеты.

Специалисты объясняют это тем, что поляки считают гигантов розницы неспособными обеспечить достаточную свежесть продукции.

Кроме того, большая часть общества использует несколько форматов магазинов (49%). Например, три раза в неделю идут к пани Касе за хлебом и помидорами, а раз в неделю – в гипермаркет. «В Европе это исключение», - комментирует Мачей Грабовский, вице-президент Института исследований рыночной экономики в интервью изданию Gazeta Wyborcza – «чехи, словаки и венгры не любят «мешать» покупки».

Вопреки распространенному мнению, в Польше совсем немного больших магазинов. «Имеем самую низкую концентрацию гипермаркетов в целом регионе – пять на миллион жителей», говорит Марек Клайда, руководитель отдела потребительских исследований ACNielsen. «В Венгрии восемь гипермаркетов на миллион, а в Чехии – шестнадцать».

Также медленнее, чем у соседей, растет количество больших магазинов в Польше. В 2000-2004 гг. увеличилась на 80% - до 193 магазинов. За это же время в Словакии количество больших магазинов утроилось (93 торговых объекта), а в Чехии – удвоилась (162).

«И навряд ли их будет намного больше», говорит Анджей Фалиньский из Польской организации торговли и дистрибьюции – организации, объединяющей большие сети розничников. «До насыщения рынка в этом сегменте уже недалеко, 20-25 магазинов».

Повод? Гипермаркеты выгодно строить там, где высока плотность населения. В Польше этому критерию соответствует 5-6 городов. Кроме того, как утверждает г-н Клайда, слабеет первоначальный интерес потребителей к таким магазинам. Зато растут требования и критическое отношение.


Фантастическое будущее дискаунтеров


Поэтому сети меняют стратегии. Гипермаркеты сооружаются в торговых центрах, где кроме покупок можно сдать в химчистку плащ, купить лекарства или пойти в кино.

Клиента искушают интегрированными продажами. Например, в рамках промоции, при большой разовой покупке покупатель получает купон на скидку в боулинг, расположенный этажом выше.

А существующим гипермаркетам, чтобы удержаться на рынке, приходится обстраиваться торговыми галереями или заправочными станциями.

Сети также готовятся к наступлению на сельскую местность. «Более половины поляков живут на селе или в маленьких городках, и в ближайшее время мы сконцентрируемся именно на этом рынке» - утверждает Изольда де Сен-Пол из Real.

Там, где не выгодно строить большой магазин – а это населенные пункты с населением до нескольких (десятков) тысяч, появляются дискаунтеры. Дисконтным магазинам в Польше - Biedronka, Kaufland, Albert, Leader Price, Plus - прочат фантастическое будущее.

Например, лидер этого рынка Biedronka планирует открыть до 2007 года 275 новых объектов. Другой гигант - Leader Price – будет увеличивать свое присутствие по 40 магазинов в год.


Депутаты говорят "nie"


Край амбициозным планам сетей хотят поставить польские депутаты из правой (PiS) и левой (Samoobronа) политических партий. В Сейме лежат два законопроекта, призванные «ограничить излишне высокий темп роста объектов большой площади». Комиссия по экономическим вопросам должна заняться ними через две недели.

Польские депутаты хотят, чтобы супермаркеты платили больше налогов: месячная оплата за магазин площадью 3.000 кв.м. составила бы по новым нормам 90 тыс. злотых (около 30 тыс. дол.).

Также предусмотрены ограничения по площади новых магазинов. Например, в городе с населением до 15 тыс. жителей не должно быть магазинов, площадь которых превышала бы 300 кв.м. (для потребительских товаров) или 600 кв.м. (для остальных товаров).

«Это абсурд», считает Анджей Фалиньский. По мнению сетей, предлагаемые депутатами изменения нарушают принцип равенства субъектов хозяйствования, поскольку предоставляют привилегии небольшим магазинам и ограничивают магазины большие. «Это убьет конкуренцию и поднимет цены. В результате, сети будут продавать два типа товаров – много дешевого ширпотреба и немного дорогих марочных товаров».


К списку                                  © Copyright 2005 Www.retailstudio.org

www.warsaw.ru